Смерть супруга Наталия Николаевна переживала очень тяжело. Оставаться в столице, где все напоминало о муже, она не могла. Ей хотелось уединения и общения только с близкими, которые могли бы понять и разделить её горе. Поэтому из Петербурга она с детьми уехала в калужское имение Полотняный Завод, где в то время жили её мать и брат.
До 1839 года из имения она выезжала только в Михайловское, чтобы перезахоронить прах мужа и поставить на его могиле памятник.
Пришлось ей заняться и имущественными делами. В 1838 году по её просьбе Опекунский Совет выкупил село Михайловское, чтобы передать его в наследование детям поэта. Несомненно, главной её заботой в эти годы были дети: Мария (родилась в 1832 г.), Александр (1833 г.), Григорий (1835 г.) и Наталия (1836 г.).
Наталия Николаевна вернулась с детьми в Петербург в 1839 году. Поселилась в съемной квартире в Аптекарском переулке и долгое время жизнь вела очень уединенную. У нее бывали только родственники и близкие друзья семьи Пушкиных. Её посещали
В свете Наталия Николаевна впервые после смерти супруга появилась в 1843 году, посетив театр. Вскоре по приглашению императора и императрицы, которые относились к ней с сочувствием и участием, ей пришлось начать посещать придворные балы и приемы. Появление её при дворе снова всколыхнуло волну сплетен и откровенной зависти, ведь её красота за время вынужденного затворничества не поблекла, а стала еще ослепительнее.
Жить в Петербурге было нелегко. Наталия Николаевна почти постоянно испытывала серьезные финансовые трудности, но от предложений выгодных замужеств неизменно отказывалась, понимая, что потенциальных женихов интересует только её красота.
Брат Наталии Николаевны Сергей Гончаров ввел в её дом своего однополчанина — генерала Петра Петровича Ланского, командира конно-гвардейского полка. Тому было уже 45 лет, он считал себя закоренелым холостяком и жениться явно не собирался. Но бывая в уютном доме Наталии Николаевны, общаясь с детьми, к которым он искренне привязался, генерал понял, что именно здесь он может найти свое счастье. В 1844 году, через семь лет после смерти Александра Пушкина, Наталья Николаевна приняла предложение Ланского, став любимой женщиной нового супруга.
Свадьбу сыграли 16 июля 1844 года в Стрельне, где в то время располагался полк Ланского. С этой свадьбой связан беспрецедентный случай.
Ланской, как и положено командиру гвардейского полка, обратился за разрешением на женитьбу к командующему гвардейским корпусом. Тот доложил о просьбе генерала императору. Николай I не только одобрил брак, но и пожелал быть на свадьбе посаженным отцом. Наталия Николаевна категорически воспротивилась желанию императора, заявив, что свадьба должна быть очень скромной, только для родных и близких друзей. Пришлось Ланскому отказать императору. К чести Николая I, он принял отказ с пониманием.
Жизнь с новым мужем сложилась у Наталии Николаевны вполне удачно. В семье царили искренние отношения. Петр Петрович с большим тактом относился к памяти Пушкина и чувствам к нему Наталии Николаевны, с удовольствием занимался с детьми, которых принял как родных.
Вскоре семья увеличилась, родились дочери: Александра, Елизавета и Софья. К тому же в доме всегда жили или гостили дети родственников и знакомых. В одном из писем Наталия Николаевна писала мужу:
«Положительно, мое призвание быть директрисой детского приюта: бог посылает мне детей со всех сторон, и это мне нисколько не мешает, их веселость меня отвлекает и забавляет».
Всем детям Ланские дали хорошее образование и, как говорится, вывели в люди. Сыновья Пушкина избрали для себя военную службу.
Александр дослужился до чина генерал-лейтенанта, отличился в Русско-турецкой войне.
Григорий подполковником вышел в отставку, предпочтя тихую семейную жизнь в имении.
Мария была фрейлиной, затем вышла замуж за генерал-майора
Младшая дочь Пушкина получила титул графини Меренберг, выйдя вторым браком замуж за принца Николая-Вильгельма Нассауского, и породнилась с Российской императорской семьей. Её сын женился на дочери Александра II.
Стоит отметить, что дети Наталии Николаевны и от Пушкина, и от Ланского на всю жизнь сохранили очень теплые личные отношения.
К сожалению, тяжелые переживания, выпавшие на долю Наталии Николаевны, сказались на её здоровье. Она стала часто болеть. Врачи нашли у неё болезни сердца и легких, которые усугублялись нервным истощением. Несмотря на обращения к лучшим российским докторам и поездку на лечение за границу, справиться с болезнями не удавалось.
Осенью 1863 года Наталья Николаевна ездила в Москву на крестины внука. В дороге простудилась и по возвращении в Петербург заболела тяжелым воспалением легких. Болезнь оказалась смертельной, и 26 ноября Наталия Николаевна Ланская скончалась.
К этому времени она уже давно не выходила в свет и о её кончине знали только родные и близкие. Похоронили её на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В начале декабря в одной из петербургских газет появился небольшой некролог, писанный Петром Бартеневым:
«26 ноября сего года скончалась в Петербурге на 52-м году Наталья Николаевна Ланская, урождённая Гончарова, в первом браке супруга
А. С. Пушкина . Её имя долго будет произноситься в наших общественных воспоминаниях и в самой истории русской словесности. С ней соединена была судьба нашего доселе первого, дорогого и незабвенного поэта. О ней, о её спокойствии заботился он в свои предсмертные минуты. Пушкин погиб, оберегая честь её. Да будет мир её праху».
Могила Наталии Николаевны Ланской на кладбище Александро-Невской лавры сохранилась. И в наши дни на неё приносят цветы в память о великом поэте и женщине, которая его любила.