Кем стал сбежавший сын арзамасского резчика по дереву?

Реклама

В семье арзамасского резчика по дереву Петра Варенцова, выходца из мордовских крестьян, случилась беда: сбежал сын Михаил, который учился в недавно открытой школе живописи (рисовальной школе А. В. Ступина, тогда первом и единственном частном учебном заведеним такого рода)…

Но дело было не в своенравном стремлении к свободе либо к бродяжничеству. Мальчишка, унаследовавший от отца художественные способности, страстно хотел получить хорошее образование и знал от своего учителя Александра Васильевича Ступина об Академии Художеств, которую тот окончил в 1805 году с аттестатом 2 степени.

Михаил Петрович Коринфский (Варенцов)
Фото: ru.wikipedia.org

Он отправился в Казань, умудрился поступить в гимназию и проявил столь выдающиеся способности, что был отправлен за казенный счет в Петербургскую Академию Художеств (1809), о которой мечтал.

Реклама

Любопытно, что в том же году академия приняла арзамасскую рисовальную школу А. В. Ступина под свое покровительство, наградила ее основателя и руководителя званием академика и стала регулярно присылать работы для копирования учащимися, поощряя лучшие серебряными медалями.

А Михаил Варенцов в течение двух лет был вольнослушателем в академии и помощником у самого А. Н. Воронихина. И практику проходил не где-нибудь, а на строительстве Казанского собора. В 1812 году в результате подготовки очередного собственного архитектурного проекта «в коринфском стиле» получил аттестат первой степени и дворянский чин 14 класса.

Волею то ли судьбы, то ли счастливого случая на церемонии защиты проекта

Реклама
М. П. Варенцова оказался император Александр I, который не только проявил внимание к происходящему, но и лестно отозвался о молодом таланте, пожелав «увековечить» его триумф присвоением имени «Коринфский». Это имя он собственноручно начертал на представленном проекте.

По разным источникам, по окончании академии архитектор был направлен или в Казань, или в Симбирск. Так или иначе, в последующее десятилетие он построил много церковных, частных и казенных зданий в Нижегородской и Пензенской губерниях.

Но первое, что он сделал — организовал архитектурное училище в родном Арзамасе (1812). Там же по его проекту, утвержденному Академией Художеств, в 1814 году был заложен на высоком холме Воскресенский собор в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. С завершением его строительства в 1842 г. город получил свое главное украшение и архитектурную доминанту. Это сооружение, сохранившееся до наших дней, поражает величием, красотой и безупречностью пропорций.

Реклама

Обо всех произведениях зодчества М. П. Коринфского в одной статье не рассказать, но нельзя пройти мимо истории возведения еще одного храма — Свято-Троицкого кафедрального собора в Симбирске, так же посвященного героям Отечественной войны 1812 года.

Согласно документальному свидетельству Московской епархии, «в 1823 году М. П. Коринфский принял предложение занять место архитектора симбирского дворянского собрания. В действительности же одаренного архитектора пригласили для срочной разработки проекта величественного храма».

За проект собора Михаил Петрович в ноябре 1823 г. получил звание академика и золотую медаль. Храм был заложен в 1824 г. в присутствии императора Александра I, который собственноручно положил в его основание первый камень и известку, «нарочно приготовленную для сего случая серебряною золоченою лопаткою»…

Реклама

К моменту завершения каменной кладки (1832) стало ясно, что архитектор превзошел свое творение в Арзамасе. В августе 1836 г. Симбирск посетил император Николай I, который соблаговолил дать личные указания по возведению новых построек города, особенно центральной его части с недостроенным собором. Освящение храма состоялось 15 сентября 1841 г. Он стал центром целого архитектурного ансамбля, включающего ряд зданий, также выполненных в стиле классицизма, ансамбля, послужившего основой для градостроительной системы всей центральной части Симбирска.

…Тогда еще никто и предположить не мог, что настанут другие времена, и храмы повсеместно будут разрушать. Несмотря на то, что в 1927 г. Свято-Троицкий собор был включен в число охраняемых памятников архитектуры, через 10 лет его не стало. Голос Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК «.указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения…» потонул во всеобщем раже «воинствующего атеизма».

Реклама

И в этом же 1937-м оборвалась жизнь внука архитектора, известного знатока славянских традиций, писателя и поэта Аполлона Аполлоновича Коринфского.

А в биографии академика М. П. Коринфского новыми вехами после Троицкого собора стали строительство библиотеки, обсерватории, анатомического театра Казанского университета (куда затем поступит вождь пролетариата и вдохновитель атеистов В.И.Ульянов-Ленин), должность архитектора удельного ведомства г. Казани (1833), преподавание теории и практики гражданской архитектуры, черчения и рисования на физико-математическом факультете (с 1837). Умер Михаил Петрович 10 июля 1851 г., в возрасте 63 лет. Похоронен на Арском кладбище в Казани.

Не все творения М. П. Коринфского сохранились, но и то, что можно увидеть сегодня в Арзамасе, Ульяновске, Карсуне и др. — его бесценный дар соотечественникам, за который ему стоит поклониться.

Реклама