После этого Анна (Ахматова — это псевдоним, фамилия бабушки) выходила замуж ещё трижды, но каждый раз — с печальным результатом. Как выяснилось, она не была приспособлена к роли жены и матери — сына оставила в возрасте двух лет жить у свекрови в провинциальном городке Бежецке, и он воссоединился с матерью лишь в возрасте 18 лет, в 1930 году. И это повлекло за собой трагедию всей его жизни. Мама познакомила его с поэтом Осипом Мандельштамом, который за антисталинские стихи был арестован сам и «сдал» всех, кому он читал эти стихи, в том числе и
Отношения его с матерью можно охарактеризовать словами «любовь и непонимание». В поэме А. Ахматовой «Реквием» есть такие слова: «Ты сын и ужас мой». Почему она ТАК написала? Не в этих ли строчках — объяснение:
Я гибель накликала милым.
Погибли один за другим.
О горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.
Видимо, она считала себя и свои стихи ответственными за судьбу сына, а его упрёки в том, что она плохо хлопотала об его освобождении — несправедливыми. Всё это не могло не вызывать непонимание и отчуждение. Последние 5 лет жизни она вообще не общалась с сыном.
Ну, а чем же не угодил учёный Лев Гумилёв советской власти? Дело в том, что ему принадлежит авторство одной из самых ярких этнографических (и одновременно историографических) концепций ХХ века — теории «пассионарности», соединившей в себе естественные и гуманитарные науки (этнографию, географию, историю и др.) и способной объяснить ход всей мировой истории. Он доказал на известных исторических примерах, что развитие каждого этноса не поступательно, как говорила официальная наука, а похоже на цикл развития организмов или биологических систем — от возникновения до гибели. Из-за явного расхождения с официальной наукой взглядов
Его книги первоначально издавались методом «самиздата», и только в краткие годы перестройки стали активно издаваться официально (последняя прижизненная вышла в 1989 году). В последние годы жизни его труды были вновь востребованы как материал для идеологических построений и политических спекуляций, а на самого
Не будучи специалистом, не буду спорить с критикой его основной теории — теории «пассионарного» этногенеза, особенно с критикой обоснования причин «пассионарного взрыва» (хотя у меня есть и своё мнение, не во всём совпадающее с объяснениями Л. Н Гумилёва). Думаю, что негативная реакция — в выводах, которые он сделал из своей теории.
Один из них: никакого «татаро-монгольского ига» не было, а было 300-летнее сосуществование народов, в котором было всякое, но больше положительного: ведь татары не раз помогали русским справляться с западной экспансией. Потом пути разошлись, и, в конце концов, татары вошли в российский суперэтнос, в котором благополучно существуют до сих пор.
Да ведь и до Гумилёва не все факты вписывались в концепцию «ига». Например, наш святой Александр Невский, победитель шведов и тевтонов, был любимым приемным сыном татарского хана! Таким образом, с татарами история повторилась, как с готами (я писал недавно об этом): 200 лет славяне взаимодействовали с ними, вместе Рим брали, а потом разошлись (и готы канули в Лету!).
Другой вывод — о Петре Великом: существующие представления о нём
Читая о жизни и трудах