Блестящее будущее представителям этого рода было практически обеспечено, если ребенок проявлял хоть какие-то дарования и наклонности. С Дмитрием все вышло как нельзя лучше — он с детства тянулся к наукам, и когда пришло его время, в знаменитом Царскосельском лицее был не на последних ролях. И чем меньше времени оставалось до выпуска, тем меньше было сомнений, что он сумеет окончить учебу с золотой медалью. Так, собственно, и произошло.
По каждой ступеньке лесенки
В XIX и начале ХХ века в России была популярна песня: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь». Именно с титулярного советника (чиновником IX класса) начинал службу и Дмитрий Андреевич. Одно маленькое уточнение: в канцелярии Государыни императрицы по управлению учебными и благотворительными учреждениями.
За первые три года он сумел дослужиться до коллежского асессора (VIII класс). А спустя еще два года был уже в департаменте духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, где сначала занимал должность чиновника особых поручений VI класса. О такой карьере другие могли только мечтать.
Как одному из самых образованных молодых людей ему было поручено составить «Историю финансовых учреждений в России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II». Это был блестящий труд, удостоенный Императорской Академией наук полной Демидовской премии и бриллиантового перстня от Николая I. Параллельно Толстой работал над темой история иностранных исповеданий в России. Для разработки проблемы был командирован в Лифляндию, Курляндию и прочие губернии числом не менее 12, а в последующем проработал пять месяцев в Москве. И этот труд не остался без награды — по опубликованию работы Лейпцигский университет присвоил автору степень доктора философии.
Но это было несколько позже, а пока Толстой продолжает свое восхождение по ступенькам службы. С 6 декабря 1853 года он назначается директором Канцелярии Морского министерства с чином статского советника (V класс), а с 26 августа 1856 года — действительный статский советник (IV класс). А ведь со времени окончания Царскосельского лицея прошло всего ничего — каких-то 13 лет.
Для чего я подробно останавливаюсь на карьерном росте графа Толстого? С одной лишь целью — показать, что он вовсе не был выскочкой, которому с неба сыпались алмазы, скорее дотошным служакой. И не перепрыгивал ни одной ступеньки, тогда за этим строго следили…
Начиналось все очень здорово
Для того чтобы привлечь большее внимание к Морскому министерству, граф Толстой решает выпустить «Морской сборник», в котором были бы собраны лучшие произведения, посвященные романтике матросских будней. С этой целью он приглашает известных писателей к себе в министерство и приглашает поработать на благо флота. Проезд и проживание бесплатные, командировочные — щедрые. На Волгу были посланы
Фактически с 1860 года граф Толстой переключается на образование. Но уже через год покидает министерство после того, как министром был назначен
У Головина в Министерстве ничего не получилось, а потому министром просвещения 14 апреля 1866 г. был назначен граф Дмитрий Толстой, с сохранением должности обер-прокурора Св. Синода, званий сенатора и гофмейстера и содержанием в 18 тыс. руб. серебром в год. Спустя пять лет, в 1871 году, Толстой провел реформу народного образования; до этого в России существовало два вида гимназий: классические, с широким изучением гуманитарных предметов и иностранных языков, и реальные, в которых большая часть времени отводилась на изучение точных наук и естествознания. Срок обучения в них был одинаков — 7 лет, после чего гимназисты могли поступать в университет. Толстой преобразовал реальные гимназии в училища, сократив в них срок обучения. При этом право поступать в университеты получили только выпускники гимназий.
При этом количество учебных заведений в России заметно выросло: высших и средних учебных заведений в 1866 г. было 222, спустя 15 лет — 620; а вместо 1005 начальных училищ в 1880 году действовало уже 24 853. Но нравился Дмитрий Толстой далеко не всем. Издав в 1875 году циркуляр о необходимости борьбы с социалистическим учением, он мгновенно превратился в «царского сатрапа», угнетателя народных масс. Вот почему в советский период заслуги Толстого преуменьшались, зато он был возведен в сан узурпатора.
В период подготовки новых реформ, в апреле 1880 года, председатель Верховной распорядительной комиссии М. Т. Лорис-Меликов добился отставки Толстого, ставшего своеобразным символом консервативной политики. 24 апреля 1880 г. Дмитрий Андреевич был уволен с должности министра народного просвещения. Но и его гонитель долго не продержался. А Толстой был назначен сначала президентом Императорской Академии наук, а потом и министром внутренних дел, как непримиримый борец с идеями о немедленном переустройстве общества и сторонник «сильной власти».
Из демократов в реакционеры
Возможно, власть портит человека. Находясь на должности министра МВД, Толстой был вынужден закручивать гайки. Кое-где он «перегибал палку», но назвался груздем — полезай в кузов. Одним из первых шагов было положение об устройстве секретной полиции в империи, потом он получил право указывать местному начальству те произведения печати, обращение которых в публичных библиотеках признано особенно вредным. И что уж совсем не красило Дмитрия Андреевича — он добился предоставления губернаторам права массовой порки крестьян в случае возникновения беспорядков в деревне.
В общем, из прогрессивного человека, каким он был в начале 40-х годов, спустя 40 лет он превратился в реакционера. Летом 1884 года два террориста — члена революционной организации «Молодая партия „Народная воля“», под видом просителей, записавшихся на прием к министру внутренних дел, готовы были заколоть его кинжалами. Но за четверть часа до встречи с потенциальными убийцами Толстой был внезапно срочно вызван в Зимний дворец на доклад к императору.
С годами он становился все более замкнутым, чопорным и холодным. Даже свою дачу в окрестностях Петербурга окружил высоким забором. И даже после смерти сумел «выбрыкнуться». Когда 25 апреля 1889 года министр внутренних дел Дмитрий Толстой скончался, его хотели, как чиновника столь высокого ранга, похоронить по обыкновению в Александро-Невской лавре, но после оглашения завещания вынуждены были изменить своим намерениям. Бывший обер-прокурор не терпел монахов и не хотел покоиться в ограде монастыря. Похоронили Толстого в его родовом имении — с. Маковое Михайловского уезда Рязанской губернии.
И буквально пару слов о личной жизни графа. Женился он 8 ноября 1853 года на 16-летней Софье, фрейлине Государыни Императрицы, дочери министра внутренних дел Дмитрия Гавриловича Бибикова, так что зять занял «кресло», которое некогда занимал тесть. От этого брака родились дочь Софья, супруга ставшего позже петербургским губернатором графа Сергея Толя (с 1889 по 1903 годы). Сын Глеб так и не связал себя узами брака. Софья Дмитриевна пережила мужа на целых 18 лет…