Этим художником был офицер лейб-гвардии финляндского полка, академик живописи Павел Андреевич Федотов. Он родился 4 июля 1815 года в небогатой семье отставного прапорщика. Отец не видел для него другой карьеры, кроме военной, и в десять лет определил сына в Московский кадетский корпус. Занимался Павел много и старательно, слыл одним из лучших строевиков и потому на последнем году учебы удостоился чина фельдфебеля. А в 18 лет, получив по выпуску чин прапорщика, был направлен в столичный гвардейский полк. Рисовал он всегда, сколько себя помнил. В корпусе забавлял однокашников шаржами и веселыми картинками, которые сейчас назвали бы комиксами. В полку стал писать бытовые сценки и портреты сослуживцев. Даже первую свою награду получил не за службу, а за живопись. Небольшая акварельная картина, изображающая приезд в полк великого князя Михаила Павловича, была благосклонно принята императорским братом, и наградой гвардейцу стал бриллиантовый перстень.
Стоит отметить, что его рисунки, акварели и портреты сослуживцев пользовались большой популярностью в офицерской среде. После его смерти офицеры полка собрали многие из его военных произведений и до революции они хранились в полковой церкви вместе с полковыми реликвиями. Работы художника нравились и августейшим ценителям военного фрунта. Его неоконченную акварельную картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара» великий князь, благоволивший к художнику, показал своему августейшему брату. Николаю I картина понравилась, и он принял решение «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц». Но уходить в отставку Федотов не спешил.
Финляндский полк располагался почти рядом с Академией художеств. Грех было не воспользоваться, и Федотов стал посещать вечерние рисовальные классы. Живопись захватывает его больше и больше. Его работы получили доброжелательную оценку Карла Брюллова, но автору маститый живописец дал совет, который впоследствии Ленин распространил на всю молодежь, — «учиться, учиться и учиться». Павел понимал, что мэтр прав, у него были явные огрехи в технике, а живопись маслом он только начинал постигать.
Только в 1844 году Федотов принял решение выйти в отставку и всецело посвятить себя живописи. Такое решение принять было нелегко: поместий у него не было, да еще приходилось оказывать помощь родителям и сестре, а обещанные императором 100 рублей ежемесячно — не Бог весть какие деньги. Считается, что важную роль в принятии решения об отставке сыграл баснописец Крылов, настоятельно советовавший Павлу оставить службу ради «художественного отображения народного быта».
Император свое слово сдержал: Федотов был уволен с чином капитана, правом ношения военного мундира и пенсией. Начался новый этап его жизни. К сожалению, жизнь складывалась не так удачно, как представлялось ранее. И главная проблема — постоянный недостаток средств. Можно было неплохо зарабатывать, рисуя батальные картины, но художника тянуло к жанру. Поэтому сцены из военной жизни так и остались в виде эскизов или черновых набросков. Зато первые же жанровые картины имели несомненный успех.
В 1847 году он представил на академическую выставку картины «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик» и «Разборчивая невеста». Работы понравились Брюллову, с интересом следившему за становлением художника. По его инициативе Федотов получил звание назначенного в академики (по современному — звание «член-корреспондент»), а также разрешение подготовить картину для получения звания академика и денежное пособие для её исполнения.
В следующем году на академической выставке он показал «Сватовство майора». Решение Совета Академии было единогласным — Федотов стал академиком. Зрители ломились на выставку, на которой были представлены все три картины художника. Такой всеобщий интерес был понятен и закономерен — подобных работ русское искусство до него не знало. В России появился мастер, открывший для зрителей новое направление живописи — социальную сатиру.
О картинах художника стала охотно писать пресса, этому способствовало и то, что каждой из них он давал развернутое стихотворное разъяснение. А поэтом он был неплохим, как, кстати, и гитаристом. Его романсы «Кукушечка» и «Душенька» были хорошо известно современникам, а строевую песню «То ли дело егеря» солдаты с удовольствием пели на маршах.
Творчество Федотова благосклонно восприняли и во дворце, император распорядился отпускать ему сверх пенсии по 300 рублей ежегодно из средств, ассигнуемых Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. А это было для Федотова как нельзя к стати.
Для сегодняшнего зрителя не всегда понятен глубокий социальный подтекст картин мастера, а все очень просто.
Невестой в то время девица могла считаться максимум до 23 лет, дальше — засидевшаяся в девках. Выдать такую замуж без богатого приданого — задача очень сложная. Потому-то так радуются родители, подглядывая из-за двери за сватовством явно незавидного и уродливого жениха.
Чиновник, проснувшийся после попойки по поводу получения ордена Святого Станислава 3 степени, хорохорится неспроста; получив крест, он стал потомственным дворянином. А дырявые сапоги и убогое жилище — это для него теперь вторично, ведь он вошел в элиту общества.
Не от хорошей жизни прокутившийся майор сватает купеческую дочь. Такой мезальянс не только не поощрялся в военной среде, а для гвардейца означал автоматическое увольнение из полка, в лучшем случае — перевод в обычную армейскую часть. Так что, поправив приданым финансовые дела, майор существенно подорвет свой социальный статус. Увы, для него брак — только вынужденная финансовая сделка.
За свою короткую жизнь художник написал не много картин, портретов и графических работ, но все они пользовались, да и сегодня пользуются большим интересом у зрителей.
Последней его значимой работой стала картина «Вдовушка». На одном из последних вариантов картины Федотов придал свои черты офицеру, изображенному на портрете, стоящем за спиной женщины. Видимо в этом было что-то мистическое. Вскоре он серьезно заболел. Стараниями друзей его поместили в частную лечебницу для душевностраждущих. Даже император, интересовавшийся с подачи брата его судьбой, выделил на лечение 500 рублей. Но спасти художника уже не смогли, и 14 ноября 1852 года он скончался. Похоронили Павла Андреевича Федотова на Смоленском кладбище.