Почему пианиста Нейгауза называли «Генрихом Великим»?

Реклама
Грандмастер

«Зинуша, Зиночка моя единственная и любимая! Ты живешь, и всегда будешь жить, в самом потайном уголке моего сердца. Борис был у меня перед отъездом, мы долго говорили, было мучительно и минутами хорошо, когда моя боль побеждалась чувством любви и близости к нему — человеку — поэту-Пастернаку… Я с тобой связан до смерти, я это твердо знаю…» (Из письма Генриха Нейгауза к жене Зинаиде Нейгауз. 29.04.1931 г.)

Прожив 12 лет в браке с известным пианистом Генрихом Нейгаузом, Зинаида Николаевна в 1931 году уходит не к менее известному поэту Борису Пастернаку, который оставляет ради нее жену. Генрих Густавович соединяет свою судьбу с Милицией Сергеевной Бородкиной, с которой был знаком еще до встречи с первой женой. Милиция Сергеевна родила от него дочь. Любит ли Зинаида Николаевна поэта? Неизвестно. Продолжала ли она при этом любить Генриха Нейгауза? Скорее да, чем нет. У нее уже были к тому времени два сына. Она мечется «меж двух огней». Все они были виноваты, и все были готовы жертвовать собой. Но влюбленность Пастернака перевешивает ее чувства…

Реклама

Что предшествовало этим событиям?

В Киеве, где Генрих Нейгауз преподавал (1919−1922) в консерватории, он знакомится с первой женой и Борисом Пастернаком. «Это в Киеве впервые „его“ стихи и „моя“ музыка как бы соединялись воедино», — говорил о том времени Нейгауз. Они беседовали о любимом ими Ф. Шопене, об искусстве… Киев становится убежищем для многих представителей творческой интеллигенции — актеров, музыкантов, литераторов, в надежде пережить разруху, голод, холод.

19-летняя Зинаида Нейгауз, вначале его ученица, потом жена и мать его детей, все силы отдает мужу, стараясь, насколько можно, улучшить его жизнь. В Киеве времен гражданской войны она достает дрова, топит зал консерватории (Нейгауз часто играл в шубе и в перчатках с отрезанными пальцами). Ценой немыслимых усилий перед важным концертом Зинаида Николаевна раздобыла хороший рояль и на подводе везла его через весь город… События 1917 года перевернули их жизнь. Перед Генрихом Нейгаузом открывались большие перспективы. Он учился в Берлине у таких мастеров, как Л. Годовский, Г. Барт, Г. Юон. Ему посчастливилось заниматься в школе высшего мастерства при Венской академии музыки. А спустя год он сдает все экзамены экстерном в Петербургской консерватории. Музыкой, по словам Генриха, он был «заражен с самого детства».

Реклама

Первыми педагогами Генриха (друзья ласково называли его Гарри) были родители: Ольга Михайловна (урожденная Марта Блуменфельд, из семьи музыкантов) и Густав Вильгельмович, окончивший Кельнскую консерваторию. Среди ближайших родственников — дирижер Ф. Блуменфельд и Кароль Шимановский, польский композитор, с чьей легкой руки Генрих получил имя «Генрих Великий». В этом определении ироничный, мудрый и блистательный Генрих Нейгауз — пианист и мыслитель.

Кровей в их семье намешано немало — немецкая, польская, русская.
Генрих Нейгауз родился 31 марта (12 апреля) 1888 года, 120 лет назад в Елисаветграде (ныне Кировоград). В доме всегда звучала музыка. Играли на двух роялях, в восемь рук. Эти «немцы» своей неутомимостью поражали всех окружающих. Если Нейгаузы вышли гулять, значит, сейчас ровно 9.00. И если часы показывают другое время, «ошибаются» часы. Неслучайно Генрих Густавович вспоминал:

Реклама
«Отец считал, что человек, стремящейся к чему-то, всегда добьется своего в этой жизни, и что исторические сдвиги, называемые революциями, — совсем не наше дело…» Наверное, тогда Генрих Нейгауз и не подозревал, как прав был его отец…

В 1922 году Нейгаузы переехали в Москву по личному распоряжению самого Луначарского. Генрих Густавович становится профессором Московской консерватории. В течение 42 лет продолжалась его педагогическая деятельность. В 1935- 1937 годах Нейгауз был директором консерватории. Среди великих учеников пианиста — Э. Гилельс, С. Рихтер, Я. Зак, которые не забывали своего учителя и после его смерти…

Семья жила шесть лет в одной комнате вчетвером. Дети спали за занавеской, а по другую сторону стояли два рояля. Приходили ученики, в доме, не смолкая, гремела музыка. Но мало, кто вникал в жизненные невзгоды, которые пришлось пережить Генриху Густавовичу. В 1933 году он заболел дифтерией, выжил, но след от болезни в виде парезного состояния правой руки остался. Вряд ли кто предполагал, чего стоило пианисту играть и выступать с концертами, продолжая восхищать своим талантом сотни тысяч людей. С годами болезнь все больше давала о себе знать.

Реклама

Но беда не приходит одна. Умирает мать, а потом и отец Генриха. А затем, в том же 37 году, и старший сын от туберкулеза в возрасте двадцати лет. В 1941 году семья Пастернаков уезжает в эвакуацию, в Чистополь. А Генрих Густавович Нейгауз 4 ноября 1941 года переступает порог Лубянки. Там он находится до середины июля следующего года. Генрих Нейгауз был осужден по ст. 58 п.10 ч 2 УК РСФСР и приговорен за антисоветские высказывания к высылке из Москвы сроком на пять лет, с запрещением проживать в режимных местах. Там же началась у него цинга, выпали почти все зубы.

Благодаря хлопотам его учеников Нейгаузу разрешают остаться в Свердловске. В Уральской консерватории он с больной рукой преподавал до 1944 года. Жена с дочерью жила в Москве.

Реклама
«Живу в консерватории. Комната хорошая, но кругом звуки», — заканчивал он свое письмо к жене с юмором, без которого вряд ли бы выжил. Надо продолжать жить…

Об исполнении Шопена Нейгаузом написаны сотни страниц.«Игра Нейгауза такова, как и он сам, — бурная, активная, продуманная до последнего звука», — так сказал о нем искусствовед И.Андроников. В 1958 году Генрих Густавович дает свои последние концерты в Москве и в Киеве. Нейгауз очень гордился своим сыном — известным музыкантом Станиславом Генриховичем. Они оба не допускали никакой небрежности в игре. Сын не щадил себя в работе. Это качество передалось ему в наследство от отца.

Сыном гордилась и Зинаида Николаевна Пастернак (по первому браку — Нейгауз). В молодости она не раз говорила, что светит отраженным светом, а «светила» — Генрих и Борис.
К концу жизни Зинаида Николаевна переживала не самые лучшие времена. По совету родственников она начала писать мемуары в 1962 году, через два года после смерти Бориса Леонидовича и за четыре года до собственной кончины.

Генрих Нейгауз умер 10 октября в 1964 году в Москве. «Есть люди, профессия которых неотделима от их жизни. Такой — Генрих Нейгауз». (Из воспоминаний современников пианиста).

Реклама