Кого из русских ученых называли «Леонардо да Винчи XX века»? Часть 2.

Реклама

Грандиозное событие — социалистическая революция 1917 года — для Александра Леонидовича Чижевского не стало неожиданным событием. Лишь приняв ее как должное, великий ученый продолжил свое совершенствование по всем возможным направлениям. В 1918 он завершил Московский коммерческий институт, продолжая посещать в качестве вольного слушателя лекции по естественно-математическому отделению физико-математического факультета Московского университета.

Бурная преподавательская деятельность Чижевского началась в 1917 году с лекций в Археологическом институте. В марте 1918 года молодая страна, нуждавшаяся в грамотных преподавателях, оказала честь Александру Леонидовичу возглавить Калужские пехотные командные курсы, кузницу командного состава Красной Армии. Здесь он к тому же преподавал уроки русского языка и литературы. В связи с переходом на новую орфографию Чижевский даже выпустил новый учебник русского языка.

Реклама

К 1918 году молодой ученый продолжил исследования солнечно-земных связей. Тогда же впервые им был затронут вопрос ионизации воздуха. Голод и скудость того времени не стали препятствием таланту и рвению Чижевского. Он организовал лабораторию в собственном доме. К 1919 году результаты экспериментов оформляются в доклад в Калужском обществе по изучению природы. Чижевский отослал копии доклада ученым по всему миру. Талантливейший швед Сванте Аррениус, исследователь во множестве областей физики, откликнулся на доклад Чижевского приглашением на работу. Однако поездка молодого ученого за границу так и не состоялась.

Потеряв работу, Чижевский не отчаялся. Каких только профессий и должностей не занимал он в период с 1920 по 1931 год! Инструктор литературного отдела Наркомпроса, председатель Калужского губернского отдела Всероссийского Союза поэтов, внештатный консультант Института биологической физики Наркомздрава РСФСР, главный эксперт по вопросам медицины и биологии технического совета Ассоциации изобретателей — это далеко не полный их перечень.

Реклама

Все больше места в интересах русского изобретателя и ученого с 1923 года начинают занимать биологические исследования, связанные с влиянием аэроионов на человека и животных. Колоссальную помощь в этом ему оказало еще одно место работы — лаборатория зоопсихологии Владимира Леонидовича Дурова, который постоянно настаивал на углублении и развитии подобных экспериментов Чижевского. Одновременно с работой в лаборатории Александр Леонидович продолжал исследования взаимосвязей исторических, социальных и других явлений с солнечной активностью и выпустил книгу «Физические факторы исторического процесса». Именно ее как антисоветскую ересь потом припомнят Чижевскому.

Не оставшись незамеченными, опыты с аэроионами привлекли внимание мирового ученого общества. В 1929 году во Франции публикуется статья Чижевского в области аэроионизации и космической биологии. Незамедлительно ученый избирается членом Тулонской академии наук, приглашается в Нью-Йорк для чтения лекций по биофизике. Но у советского правительства возникла заинтересованность в исследованиях аэроионов и их влияния на организм человека. В 1931 году постановлением Совнаркома учреждена Центральная научно-исследовательская лаборатория ионификации. Директором лаборатории назначен Чижевский.

Реклама

Одиннадцать лет работы в лаборатории раскрыли потенциал ученого: им были опубликованы десятки статей об аэроионификации. К концу 30-х гг. 20 века было начато воплощение в жизнь грандиозных практических проектов. Но как часто в нашу жизнь врываются неожиданные обстоятельства! Начавшаяся Великая Отечественная война прервала работу лаборатории. Не столько война, сколько противники талантливого ученого и его «антисоветских идей» привели к ее закрытию. А итогом давно начавшихся гонений явился арест Чижевского. Непролетарское происхождение, а также упомянутая выше книга «Физические факторы исторического процесса» проложили Чижевскому дорогу прямиком в лагеря.

В 1950 году Чижевский выпущен на поселение в Караганде, работал на Урале и в Казахстане. Заключенные вспоминали одну из характерных черт Чижевского — неприятие унижения человеческого достоинства. Александр Леонидович наотрез отказывался носить на одежде лагерные номера. Ни карцер, ни иные физические воздействия не могли заставить его сделать это. В лагере Чижевский не прекратил научной работы. Клиническую лабораторию при лагерном госпитале он превратил в исследовательскую. Объектом исследований стала кровь, ее структура и взаимосвязь гемодинамики с процессами электрической природы, протекающими в организме.

Реклама

Полностью реабилитированный в 1958 году Александр Леонидович возвратился в Москву, где основал научно-исследовательскую лабораторию по ионизации и кондиционированию воздуха — НИЛ «Сантехника». А в 1964 году великого ученого не стало. Как это часто бывает, оставленное им наследие было в полной мере оценено только после его смерти. В 1965 году Академия наук СССР создала специальную комиссию по изучению архивов Чижевского.

Поистине всесторонней и гениальной личностью был Александр Леонидович Чижевский. Ученый, преподаватель, литератор, музыкант и просто Человек, любивший справедливость и… свободу.

Всё приму от этой жизни страшной —
Все насилья, муки, скорби, зло,
День сегодняшний, как день вчерашний, —
Реклама

Скоротечной жизни помело.


Одного лишь принимать не стану:
За решёткою темницы — тьму,
И пока дышать не перестану
Не приму неволи — не приму.

Это стихотворение было написано им 12 апреля 1943 года. Будто родился младенец, которому в день совершеннолетия был преподнесен подарок — полет человека в космос. И как предвестник этого — книга Циолковского «Ракета в космическом пространстве», вышедшая в 1924 году со вступительной статьей Александра Леонидовича Чижевского.
Реклама