Впервые поведать о нем смогли моряки русского пароходо-фрегата «Владимир», под командованием капитан-лейтенанта Григория Бутакова, и турецкого 10-пушечного парохода «Перваз-Бахри», сошедшихся в бою в Черном море 5 ноября 1853 года. Это был не только первый бой Крымской войны, но и первый бой паровых кораблей, открывший новую эпоху в истории флота.
Григорий Иванович Бутаков — личность для российского флота легендарная, по масштабу талантов сравнимая, пожалуй, только со Степаном Осиповичем Макаровым.
Родился Григорий Бутаков 9 октября 1820 г. в Риге в семье морского офицера. С 10 лет начал осваивать флотскую науку, поступив в Морской шляхетский кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 17 лет, получив чин мичмана, был назначен на линейный корабль «Силистрия» флаг-офицером к главнокомандующему Черноморским флотом вице-адмиралу
Уже в мае 1838 г. Григорий Бутаков получил боевое крещение, участвуя в высадке десантов у берегов Абхазии и в боях у устья реки Туапсе. Видимо, молодой офицер проявил себя достойно, раз был награжден сразу двумя орденами: Св. Анны 4-й степени и Св. Станислава 3-й степени с мечами (для молодого мичмана на первом году службы случай редкий).
Осенью 1846 г., всего на девятом году службы, Бутаков получил в командование корабль. Конечно, это был не многопалубный гигант с десятками пушек, а всего лишь тендер с многообещающим названием «Поспешный». Но это уже была самостоятельная командная должность, с которой, по большому счету, и начинается настоящий рост флотского офицера.
До этого назначения Григорий успел послужить на трех кораблях, дважды участвовать в походах по Средиземному морю и сделать два изобретения, которые стали использоваться на флоте. Он разработал особый способ «туманных сигналов» и изобрел оригинальную разновидность брашпиля.
Адмирал Лазарев не только поощрял научные увлечения молодого офицера, но и стремился их использовать в интересах флота. Именно Бутакову он поручил провести подробную опись черноморского побережья и составить лоцию. Эта кропотливая работа продолжалась около трех лет. В результате была подготовлена первая «Лоция Черного моря», изданная в 1851 г. За отличное выполнение этого задания Бутаков был произведен в чин капитан-лейтенанта и награжден бриллиантовым перстнем.
Весной 1851 г. Григория Ивановича отправили в Англию для контроля над постройкой парохода «Дунай». Под его командованием пароход, обогнув Европу, пришел в Николаев. С этого времени практически вся служба Бутакова проходила на паровых кораблях. Вскоре он стал признанным авторитетом их боевого применения, что и продемонстрировал в первом же бою.
В конце 1852 г. капитан-лейтенант Бутаков был назначен командиром лучшего на Черноморском флоте 11-пушечного пароходо-фрегата «Владимир», которому предстояло прославиться на весь мир.
Утром 5 ноября 1853 г. «Владимир», имея на борту адмирала Корнилова, вышел на поиски эскадры Нахимова. Вскоре с корабля увидели дым, а затем мачты и трубу парохода, который оказался турецким. Бутаков, поддержанный Корниловым, принял решение — атаковать. Началось преследование.
Сблизившись с противником, «Владимир» открыл артиллерийский огонь. Завязалась активная перестрелка. В ходе боя Бутаков увидел, что у неприятельского парохода нет орудий на корме. Используя превосходство в скорости, он стал активно маневрировать, производя залп из бортовых орудий, а затем уходить в кильватер противнику, избегая его ответного бортового огня, но имея возможность использовать свои носовые орудия.
Больше двух часов «Владимир» обстреливал турецкий корабль, произведя на нем значительные разрушения. В 13 часов на турецком корабле спустили флаг.
«Посланные овладеть призом, — писал впоследствии Григорий Иванович в своих «Записках», — нашли на нем страшную картину разрушения и гибели: обломки штурвала, компасов, люков, перебитые снасти, перемешанные с оружием, трупами, ранеными, кровью, каменным углем. Ни одной переборки, которая была бы цела. Бока, кожухи, будки избитые. Паровая и дымовая трубы, как решето! Не забуду никогда момента, когда на пленном пароходе подняли наш флаг: я закричал команде, указывая в ту сторону: «Ребята! Там поднимают русский флаг». Нужно было слышать, каким единодушным ура мне ответили. «Поздравляю!» — новое ура. «Спасибо!». Взятый пароход с командой в 159 чел. носил название «Перваз-Бахри».
Реклама
«Морской вьюн», так переводится название турецкого корабля, вывернуться от русских моряков не смог. Корнилов высоко оценил действия экипажа и командира «Владимира».
«Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался как на маневрах, — написал он в своем донесении, — действия артиллерии были быстры и метки».
Уже первый бой паровых кораблей продемонстрировал их существенные преимущества перед парусными. Во время боя турецкая и две русские эскадры находились неподалеку, слышали звуки выстрелов, но принять участия в бою не могли из-за безветрия.
7 ноября 1853 года «Владимир» вошел на Севастопольский рейд, ведя на буксире «Перваз-Бахри», на мачте которого над приспущенным турецким флагом развевался русский флаг.
За эту победу Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. А адмирал Нахимов, чтобы не дожидаться присылки ордена из Петербурга, вручил Григорию Ивановичу свой орден, полученный еще за Наваринское сражение.
Война только начиналась, и Бутакову еще довелось участвовать в нескольких боевых операциях и отличиться на суше при защите Малахова кургана. В 1856 году он был произведен в контр-адмиралы и назначен заведующим морской частью в Николаеве, а затем стал военным губернатором Николаева и Севастополя.
Впереди у
Но все это в подробностях известно только специалистам, а в истории он остался как командир, открывший своей победой эпоху боевого парового флота.