А родился Вильгельм Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге, в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер (урожденной Пец), дочери мельника из Вайсенфельса. Вскоре после рождения сына Карл отправился в командировку в Берлин, но из-за войны в Европе быстро выбраться ему не удалось, более того, он подхватил тиф и скончался в то время, когда мальчику исполнилось полгода. Мать вышла замуж вторично, за актера и художника Гейера, но и отчим скончался тогда, когда пасынку не было и восьми лет. Словом, дальнейшее воспитание мальчика проходило под пристальным женским взором мамы, бабушки, многочисленных теток. В результате в женской компании Рихард чувствовал себя гораздо более раскованно, чем в мужской, и рано закрутил романы со своими подружками. Эту любовь к прекрасному полу он пронес через всю жизнь.
Через несколько лет после описываемых событий, в 1836 году, в Кёнигсберг по приглашению местного театра прибыла 27-летняя прима Магдебургского театра Христиана Вильгельмина Планер. Кёнигсбергский театр переживал далеко не лучшие времена, и приглашение актрисы такого уровня должно было послужить хорошей «приманкой» для скучающей публики. «Минна», как звали ее друзья, среди прочих условий, которые она выдвинула руководству театра, предложила назначить капельмейстером театра 23-летнего Вильгельма Рихарда Вагнера. Без этого она наотрез отказалась переехать в Кёнигсберг.
Поскольку Вагнер на протяжении двух с небольшим лет был дирижером Магдебургского театра, с этим требованием Минны согласились, а вскоре в столицу Восточной Пруссии прибыл и композитор, написавший к тому времени уже две оперы. А 24 ноября 1836 года в Трагхаймской церкви Минна стала фрау Вагнер.
Два года не сдавалась стойкая крепость по имени Минна, пока, наконец, не согласилась выйти замуж. Разве она не чувствовала в своем муже талант? Нет, она прекрасно осознавала, что у Рихарда великое будущее. Разве она не понимала, что история сохранит ее имя только благодаря ему? Все она понимала. Был ли он ей отвратителен? И в те времена, как и в наши, это никогда не было препятствием для брака со стороны девушки. Но были, по крайней мере, два обстоятельства, с которыми Вильгельмина никак не могла согласиться. Во-первых, юный композитор был большой волокита, не пропускавший ни одной смазливой мордашки, а во-вторых, он абсолютно не умел дорожить деньгами. Он брал деньги в долг весьма охотно, а вот отдавать не любил и не умел…
С первого же дня брака Минна с горячностью принялась перевоспитывать мужа. Попросила хотя бы здесь, в Кёнигсберге, не просить деньги в долг. Рихард оказался «неподдающимся» — все просьбы Минны в одно ухо влетали, в другое — вылетали. Он позанимал столько денег, что скоро его уже начали отлавливать за полу сюртука совершенно незнакомые Минне люди. А когда он «выбил» у директора театра свою годовую зарплату, не проработав и трех месяцев, а потом по привычке потратил их на гулянки и подарки Минне, она вдруг поняла, что самое главное в профессии должника — это вовремя смыться. Что они и сделали.
Дальше была Рига, где Вагнеру доверили место директора Оперного театра. Но и здесь его терзали те же две страсти, что и раньше: женщины и долги. Закончилось все тем, что Минна сбежала от Рихарда. Тогда он уехал с горя к своей сестре, которая была замужем за известным издателем Ф. Брокгаузом. Чтобы отвлечься от тоски по Минне, он начал запоем читать книги, одна из которых стала сюжетом для его очередной оперы.
Прослышав о том, что муж без нее цветет и пахнет, Минна внезапно приезжает в Ригу. Казалось бы, о воссоединении семьи Вагнер и мечтать не мог, а тут такой подарок. Но жизнь его была похожа на сообщающиеся сосуды — в любви прибавилось, а в театре дела начали идти из рук вон плохо. Закончилось все дело тем, что супруги решили вернуться в Кёнигсберг. Они даже прибыли в город-порт Пиллау (ныне — Балтийск), но в самый последний момент им встретился один из знакомых по Кёнигсбергу, который и рассказал им, что на них в столице Восточной Пруссии давно уж точат зубы кредиторы. Услышав недобрую весть, Вагнер призадумался…
А этот знакомый времени зря не терял. Он отправился в Кёнигсберг и сообщил знакомым, что Вагнер объявился в Пиллау (расстояние между городами всего 50 км). Возможно, Рихард не прочь был провести в этом уютном городке еще пару дней, но Минна настояла на том, чтобы они немедленно сели на первую попавшуюся посудину и отправились куда глаза глядят. Посудина оказалась парусником, отправлявшимся в Англию. Едва шхуна снялась с якоря и отплыла от берега метров на 150, на берегу моря появились «знакомые все лица»! Прибыли выбивать долги.
За них с Вагнером чуть не рассчитался Нептун. В море поднялась буря, и парусник чуть не разнесло в щепы. Тогда-то композитор и услышал легенду о Летучем голландце, которая позднее стала основой для еще одной оперы. Но, к счастью, больше до Лондона происшествий не случилось…
Единственное, на чем настояла Минна, это на возвращении на родину, которое состоялось весьма скоро. Этот отрыв от прежних увлечений на время примирил супругов. В общем, Минна так просто не сдалась, и время от времени напрашивалась на супружеские отношения. Но все реже и реже, потому что на горизонте у Вагнера появилась красавица Джесси Лоссот, 21 года отроду, супруга человека, который щедро снабжал Вагнера деньгами. Она жила в Париже, куда он часто ездил по делам. Честно говоря, это большое свинство, брать деньги у мужа, деля постель с его женой. «Затмение» дошло до того, что любовники решили тайком сбежать в Грецию, чтобы там обвенчаться. Но его величество Случай вернул мужа домой раньше срока. Связь открылась. Муж пригрозил застрелить Вагнера и увез супругу в родовое поместье в Англию. А когда Вагнер начал искать подругу, в его доме появилась полиция. Которая запретила на некоторое время композитору въезд во Францию.
Но бес снова ударил Вагнера в ребро! Произошло это после знакомства с Матильдой Везендок, супругой очередного финансового благодетеля. Именно она вдохновила его на создание «Тристана и Изольды». Рихард считал ее своей музой и всегда подчеркивал, что их отношения были необычайно целомудренными. Матильда была удивительно честной женщиной. Она рассказала своему мужу правду о своих отношениях с Вагнером. Именно она убедила супруга прекратить с ней сексуальные отношения, оказать финансовую помощь композитору, поселить его в соседнем с ними доме и поддерживать с ним теплые и дружеские отношения.
Фрау Вагнер некоторое время мирилась с этой внебрачной связью, не очень-то веря в целомудренность мужа. А однажды она перехватила любовное письмо супруга и, узнав правду, поставила вопрос ребром: или я, или она! Вагнер на это ответил весьма премило: «Минна, тебе уже 37 лет, ты очень старая для секса, с кем бы я ни был, я возвращаюсь всегда к жене! А жена — это ты!».
После этого супруги делили кров и постель еще 11 лет…
В 45 лет Вагнер познакомился со старшей дочерью Ференца Листа — Блондин. Прошло немного времени, и они оказались в одной постели. Впрочем, Вагнер скоро надоел пылкой Блондин, и она познакомила его со своей младшей сестрой Козимой, которая была замужем за другом Вагнера фон Бюловым. Она успела родить мужу двух детей, а потом, дождавшись, пока Минна отправится к праотцам, она с детьми пришла к Вагнеру. И сделала то, чего не смогли сделать другие — родила ему еще двух сыновей.
Об окончании этой истории вы уже знаете. Остается добавить, что Козима почти на полвека пережила Вагнера и скончалась в 1930 году в возрасте 96 лет…