Барин узнал об этом явно не из первых уст, и так как сельский Цезарь не может быть под подозрением, тут же придумал ход конем — в растлении турчанки объявил жившего в качестве приживалы в господском доме обнищавшего дворянина Андрея Жуковского. Так что родившийся младенец мужского пола был записан как Василий Андреевич Жуковский.
Надо сказать, что Афанасий Иванович хорошо знал, чья кошка мясо съела, а потому не только сам приглядывал за сыном, но и поручил его воспитание своей престарелой матери. Да еще и позаботился о том, чтобы внебрачному ребенку было обеспечено потомственное дворянство. Ради этого по фиктивным документам мальчик был зачислен на военную службу в Астраханский гусарский полк. Боюсь, что бравые гусары так его и не увидели, потому что в 1789 году, сразу же после производства Жуковского в прапорщики (именно это давало дворянский чин) 6-летний кавалерист «по прошению своему» был уволен со службы. Как говорил герой одной комедии: меня терзают смутные сомнения, умел ли он к тому времени писать?
Мои сомнения не беспочвенны. И из известного пансиона
Пишу и ловлю себя на мысли. Бунин, Тургенев — сколько еще понадобится времени, чтобы прославить эти фамилии. Эти сановники вряд ли могли предположить, что останутся они в истории только благодаря тому, что «сирота» при живом родителе Вася Жуковский станет одним из родоначальников литературы XIX века! Вот как причудливо раскладывается пасьянс истории…
Но вернемся к Жуковскому. Именно братья Тургеневы приобщили его к высокой литературе, к зарубежным языкам. И в частности, к своим любимым поэтам Гете и Шиллеру. Честно говоря, я и в мыслях не держал, проходя по нескольку раз мимо памятника Шиллеру в Калининграде (он, кстати, чуть ли не единственный, перешагнувший в XXI в наследство от немецкой культуры, все остальные давно взорвали), что этого самобытного поэта открыл россиянам именно Жуковский.
Это сейчас мальчишки и девчонки, а также их родители могут собраться на интеллектуальную тусовку по игре «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». В самом начале XIX века вся интеллектуальная мысль бурлила в литературных салонах. Причем после двух-трех бутылочек французского или рейнского вина языки развязывались сами собой, легкость в фантазиях была необычайная. Во время одной из таких пирушек Жуковский дал слово своим литературным собратьям, что переведет добрую дюжину самых самобытных немецких и английских поэтов! И он твердо придерживался своего дворянского слова.
Первым прославившим Василия Андреевича произведением стал перевод элегии англичанина Т. Грея «Сельское кладбище». Но, восторгаясь сочными строками элегии, «добрые» друзья не преминули обозвать Жуковского «гробовых дел мастером». Этот дружеский псевдоним закрепился за ним на долгие годы…
А спустя три года 22-летнего поэта угораздило влюбиться. Но стрелял в него не Купидон, а какой-то АнтиКупидон, потому что предметом страсти молодого человека стала 12-летняя девочка Маша. Но это еще полбеды. Главная заключалась в том, что Маша была дочерью сестры Афанасия Ивановича, и таким образом приходилась Василию двоюродной сестрой.
Снедаемый жарким чувством Жуковский даже набрался смелости и попросил у своей родной тетки руки ее дочери. Как тетку не разбил кондратий — одному Богу известно! Но в ее глазах явственно читался ответ: «Ты, дружок, ополоумел».
Долгих семь лет пытался взять эту крепость Василий Андреевич. Не судилось! А потом разразилась война с французами, служба в ополчении, кровь и грязь. Но в минуты затишья Жуковский непременно обращался к своей ундине, в грезах ему представлялось, что теперь-то, за героя, Машеньку непременно выдадут…
И опять попал пальцем в небо! Протасовы (такова была фамилия его возлюбленной) к тому времени переехали в Дерпт (ныне — эстонский Тарту). К тому времени, когда влюбленный литератор появился в Дерпте, Машенька уже была засватана. Жуковский вознамерился разрушить предстоящую свадьбу. Но невеста только и сказала несостоявшемуся жениху: «Успокойтесь, я его люблю! Искренне и нежно. К браку меня никто не принуждает!». Только после этого, понимая, что разрушает счастье любимой, поэт, наконец, отступился.
Они остались друзьями, правда, в замужестве Машенька прожила менее 10 лет, скончавшись от родильной горячки. Это был страшный удар для Жуковского. Тем более, что, в отличие от «младшего брата» Пушкина бабником он никогда не был. А все его попытки найти достойную женщину успехом не увенчались. По крайней мере до того момента, когда поэту исполнилось 58 лет.
В лучах славы стареющего классика решила погреться 18-летняя немочка, которая выросла у него на глазах и была дочерью его друга-художника. Скорее всего, Лизхен не рвалась под венец, но ее отец настаивал. Все закончилось несчастием с обеих сторон. Юная жена тяжело болела, и Жуковский, вместо того, чтобы получить няньку, сам был вынужден перековаться в сиделку. Чтобы как-то поддержать супругу, он читал ей сказки братьев Гримм, а в свободные минуты переводил все это на русский, записывая белыми стихами. Так появились три сказки из собрания братьев Гримм — «Об Иване-Царевиче и сером волке», «Кот в сапогах» и «Тюльпанное дерево».
А закончить свой рассказ о Жуковском мне хочется развенчанием одного мифа. Многие люди считают, что автором знаменитой «Колыбельной Светланы», в которой есть такие строки — «В уголок подушки носиком уткнись, звезды, как веснушки, мирно смотрят вниз» — является Василий Андреевич. Ничего подобного! Ее автором является поэт Гладков, работавший вместе с Хренниковым над созданием песен к кинофильму «Гусарская баллада». Путаница происходит из-за того, что одним из самых известных произведений Жуковского является именно «Светлана».
Василий Андреевич скончался 24 апреля 1852 года в Баден-Бадене и был похоронен в Германии. Позднее прах поэта был перевезен в Петербург и захоронен на кладбище Александро-Невской лавры, рядом с Карамзиным…