Кто был самым известным путешественником Советского Союза?

Реклама
Профессионал

Кто из нас не знает бессменного ведущего «Клуба путешественников» — Юрия Александровича Сенкевича? Бессменного — потому что на этом посту его никто не сменил, передача, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса как старейшая на российском телевидении, просто закрылась после его смерти. А ведь он не просто путешественник, телеведущий, но и потомственный врач.

Дед Юрия Сенкевича со стороны матери по роду занятий был связан со знаменитой Военно-медицинской академией, учрежденной в Петербурге еще в конце ХVIII в. В академии встретились и его родители — отец Александр Осипович и мать Анна Куприяновна. По окончании академии отца направили в Монголию, где он служил врачом в авиационной части, а мать работала медсестрой. Там, в Монголии, в городе Баин-Тумен (Чойбалсан), 4 марта 1937 г. и родился Юра.

Реклама

С раннего детства его любимыми книгами были «Робинзон Крузо», «Граф Монте-Кристо», произведения Александра Грина. Но на путешественника не учат ни в школе, ни в институте, поэтому в 1954 г. он поступил в Военно-медицинскую академию. Преподавание было поставлено на высочайший уровень, студентов поощряли к самостоятельной научной работе, и к концу студенческих лет, в 1960 г., будущий путешественник уже был сформировавшимся ученым.

Однако понятия «распределение» никто не отменял, и Юра оказался… начальником медпункта войсковой части в районе Бологого. Но желание вернуться к серьезным занятиям наукой, ее новой областью — космической медициной, было сильнее постановлений. И в 1962 г. он перевелся в Москву, в Институт авиационной и космической медицины Минобороны СССР, где занимался проблемой гипокинезии — поведением организма в условиях длительной невесомости.

Реклама

В 1964 г. было решено послать в космический полет врача-исследователя с группой лабораторных животных, чтобы изучать их поведение в невесомости. Юрий Сенкевич был кандидатом на этот прорыв в межпланетное пространство, но, увы — в космос полетели подопытные собаки Ветерок и Уголек, а путь Сенкевича пролег в другую сторону — он оказался в Антарктиде.

Как раз в это время руководство института увлеклось идеей поиска на Земле места, которое по своим экстремальным условиям напоминало бы космос. Выбор пал на антарктическую станцию «Восток». И вместо того чтобы бороздить просторы Вселенной, Сенкевич целый год был оторван от цивилизации среди поистине космических морозов.

Реклама

Однако тяжелее всего давалось иное: основной проблемой было выдержать целый год друг у друга на глазах, в тесных помещениях станции, где даже уединиться негде… Выбора не было: надо было научиться терпеть друг друга. Этот опыт мирного сосуществования со столь разными людьми потом очень пригодился Юрию Александровичу.

Основной обязанностью Сенкевича на станции «Восток» была работа врача, но к ней прибавилось кое-что еще… Перед отправлением в Антарктиду он получил предложение от главного редактора журнала «Дружба народов» стать спецкором и вести путевой дневник.
Так он стал известен в литературных кругах как веселый и очень остроумный автор…

В 1969 г. норвежский ученый Тур Хейердал начал формировать экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Выбор пал на Сенкевича, потому что экспедиции нужен был врач, владеющий английским языком и обладающий чувством юмора. В плавание на «Ра» Юрия Александровича отпустили достаточно легко: после выезда в Антарктиду, которая в документах значилась как капстрана, он был признан вполне благонадежным.

Реклама

Но для советского врача вписаться в «западную» интернациональную компанию было — ох, как непросто…

«В первые дни, проведенные в Каире, казалось, что все мы отличные парни и замечательно поладили друг с другом, — рассказывал Сенкевич. — Но едва мы вышли в море, взаимные расшаркивания тут же закончились. На „Ра“ мы должны были не только заниматься научной работой, приходилось также расправляться с бытовыми неурядицами. И тут мы порой сталкивались с совершенно неожиданными проблемами… Скажем, если дело касалось мытья посуды, то нельзя было угадать, как отреагирует на предложение поучаствовать в этом мероприятии африканец Абдулла Джибрин. То ли согласится, то ли вообразит, что его дискриминируют как чернокожего. Приходилось мириться и с тем, что на обед порой готовилось столь экзотическое блюдо, что желудок просто отказывался его переваривать. Но главное, нам удалось стать по-настоящему сплоченной командой, где каждый ради друга мог пойти на любые жертвы…»

Реклама

Увы, первый «доисторический» кораблик Хейердала пошел ко дну, чудом не утопив свою команду. Зато через год «Ра-2» сумел-таки достичь берегов Барбадоса и подтвердить гипотезу Тура Хейердала о возможности древних трансокеанских контактов. После этих экспедиций Ю. Сенкевич стал получать приглашения рассказать о плаваниях в экипаже Тура Хейердала.

В 1973 г. Юрия Сенкевича пригласили принять участие в передаче «Клуба кинопутешествий», а позже — стать ее постоянным ведущим. Он продолжал совмещать телевидение и науку, работая в Институте медико-биологических проблем в качестве заведующего отделом научно-медицинской информации.

В 1977 г. он пустился в еще одно плавание с Туром Хейердалом — на этот раз на камышовом судне «Тигрис» через Индийский океан. Целью экспедиции было доказать, что древние шумеры совершали дальние океанские плавания.

Реклама

В 1979 г. Сенкевич помогал готовить полярную экспедицию во главе с Дмитрием Шпаро, пытавшуюся достичь Северного полюса на лыжах. На следующий год он участвовал в подготовке первой советской экспедиции на Эверест и делал фильм об этом восхождении. Ему пришлось и самому забраться на изрядную высоту — встречать альпинистов в базовом лагере экспедиции.

В последние годы жизни, будучи руководителем и ведущим программы «Клуб путешественников», Юрий Александрович реализовал свою идею тематических передач — работал над рубрикой «Телевизионный атлас России», считая, что «мы не знаем Россию, а для того чтобы любить страну, надо ее знать».

Главный путешественник страны Юрий Сенкевич умер 25 сентября 2003 г. Он не успел осуществить лишь одну заветную мечту — попасть на Острова Россиян, это часть архипелага Туамоту в Тихом океане. Открыл их в 1816 г. россиянин Отто Коцебу на корабле «Рюрик». Когда-то эти двадцать островов на другом конце света носили имена Кутузова, Аракчеева, Суворова, Милорадовича и других наших соотечественников.

А вот вторую мечту — посетить место своего рождения, Монголию, он осуществил совсем незадолго до смерти…

И чтобы ни говорили по поводу «незаменимых людей», нам всем не хватает доброй улыбки Юрия Сенкевича, которой он встречал нас каждую неделю, приходя в наш дом с экрана телевизора, как хороший верный друг и интересный собеседник.

Реклама