Почему Алексея Боголюбова называли «русским барбизонцем»?

Реклама
Грандмастер

Среди известных российских живописцев, получивших признание за рубежом, особое место, несомненно, занимает Алексей Петрович Боголюбов, которого в Париже называли «русским барбизонцем».

Будущий живописец родился 16 марта в 1824 году под Новгородом в селе Померанье в семье отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова, ветерана Отечественной войны 1812 года, и Феклы Александровны, дочери известного русского вольнодумца XVIII века А. Н. Радищева.

Мальчик рано лишился отца и по ходатайству родственников был определен в Алексеевский кадетский корпус, а затем в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 17 лет для молодого мичмана началась флотская жизнь с дальними походами и бессонными вахтами. Юноша полюбил морскую стихию, которая навсегда вошла в его творчество. Даже в дальних походах он не расставался с мольбертом, пытаясь запечатлеть на холсте тяжелый труд моряков и прекрасный мир морской стихии.

Реклама

Занятия живописью не мешали молодому моряку постигать премудрости флотской службы, которая складывалась вполне успешно. Уже через четыре года он был назначен адъютантом адмирала А. А. Дурасова и произведен в лейтенанты. Стоит отметить, что свою первую награду, орден Святой Анны 3 степени, он получил не только за службу, но и за успехи в живописи. Флотское руководство высоко оценило написанные им картины «Приезд Николая I с принцем Оранским в Кронштадт зимой» и «Пароход-фрегат Камчатка».

Морские походы, связанные с посещением европейских портов, позволили молодому художнику познакомиться с лучшими произведениями многих иностранных мастеров. В Лондоне на него громадное впечатление произвела живопись прекрасного мариниста Дж. Тернера, искренним поклонником таланта которого он оставался всю жизнь. «Гармония красок навсегда запала в мою душу», — пишет он позднее о Тернере в своих воспоминаниях. Во время посещения Мадейры Алексей познакомился с Карлом Брюлловым, благожелательно оценившим его творчество и посоветовавшим серьезно заняться художественным образованием.

Реклама

С осени 1849 г. Алексей стал вольноприходящим учеником Академии художеств. Для этого президенту Академии герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, которому понравились работы морского офицера, пришлось получить разрешение Николая I. В Академии Алексей занимался у прекрасных мастеров М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Большое влияние на него оказал Айвазовский, манере которого в начальный период творчества он даже подражал. Учился Боголюбов старательно, в 1851 году за три картины, среди которых выделялся мастерством исполнения «Бой брига „Меркурий“ с двумя турецкими кораблями», он был удостоен Малой золотой медали.

В мае 1853 г. Боголюбов вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя живописи. В том же году он был назначен художником Главного морского штаба. Первая серия картин, посвященная русскому флоту Крымской кампании 1853 г., выполненная им в этой должности, получила высокую оценку и была отмечена орденом Святого Владимира 4-й степени.

Реклама

Но этому предшествовала серьезная учеба. Успешное окончание Академии позволило ему весной 1854 г. отправиться в длительную пенсионную поездку в Европу. Он посещает картинные галереи и мастерские признанных мастеров живописи, занимается у Ахенбаха, Калама, Кутюра, Изабе, много пишет с натуры. В своих воспоминаниях он позднее отметит, что большое влияние на его художественное становление оказало знакомство с молодыми французскими художниками, которое «разом сделало во мне переворот, и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру французского пейзажа, глядит на натуру».

Из пенсионной поездки Боголюбов вернулся в1860 году, привезя большое количество картин и этюдов. В Академии художеств была открыта выставка его работ, продемонстрировавшая, что в России появился новый прекрасный мастер. Вспоминая эту выставку,

Реклама
И. Н. Крамской писал: «В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами».

Картины Боголюбова стали пользоваться большой популярностью, часть работ, представленных на выставке, купил Александр II. Академией художеств ему было присвоено звание профессора. Последовал и новый крупный заказ — написать историю морских сражений Петра Великого.

За свою долгую творческую жизнь Боголюбов создал большое количество картин, в которых отразил славную историю отечественного флота. Как художник Главного морского штаба он не только писал картины, но и выполнял рутинные поручения, связанные с составлением художественных описаний береговых линий и портов. Так, в начале 60-х годов им были составлены атласы берегов Каспийского моря и берегов Финского залива.

Реклама

Боголюбов много путешествует не только за границей, куда он выезжал регулярно. Он три раза совершает длительные поездки по Волге, плодотворно работает на Каспии. Мастер с увлечением пишет пейзажи, в которых отражает русские просторы. Он стремится не просто передать на полотнах красоту русской природы, но и показать ее величие и широту. Его пейзажи эпичны, наполнены светом, отличаются резкими контрастами и цветовой выразительностью.

В семидесятые годы Боголюбов близко сошелся с передвижниками, хотя разделял не все их идейные позиции. Он становится постоянным участником всех передвижных выставок, входит в члены правления Товарищества. Благодаря своему высокому служебному положению и авторитету, он берет на себя решение многих административных вопросов, связанных с организацией передвижных выставок.

Реклама

С 1873 Боголюбов большую часть времени жил в Париже, где у него была хорошая мастерская. В этот период он близко сошелся с художниками барбизонской школы, которые, несомненно, оказали на него заметное влияние. Художник полюбил пленэрную живопись, отдельные его пейзажи стали близки по манере исполнения к импрессионизму. В этот же период им создается большое количество картин из истории русского флота, отличающихся академизмом в исполнении, как того требовали заказчики. Но и в эти работы он вносит элементы пленэрной живописи, добиваясь впечатляющей игры света.

В Париже его мастерская становится признанным центром русской художественной жизни. У него находят теплый прием и помощь многие молодые русские художники, выезжающие для продолжения обучения за границу. О «старике» Боголюбове с большой теплотой вспоминали Репин, Поленов, Савицкий, Верещагин, Беггров и многие другие живописцы, которые в молодости получали у него и приют, и товарищескую помощь.

Умер Алексей Петрович Боголюбов в Париже 7 ноября 1896. Похоронили его на Мало-Охтинском кладбище в Петербурге. В 1941 году прах художника был перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре.

Реклама