Будущего художника воспитывали бесконечные просторы родной степи, многоликие образы матушки-природы, даровитые люди села, уважающие землю и труд на ней от зари до зари. Овчинниковы всегда трудились от души, крепко и чудом уцелели в период раскулачивания. Пришлось пережить и голод тридцатых годов, когда вместо хлеба ели всё, что можно жевать, — крапиву, лебеду, мякину. Но эти люди не утратили веру в справедливость, всегда ценили жизненную красоту и сами создавали красивое — деревянное узорочье при отделке собственного дома, вышитые полотенца, домотканые коврики, кружевные занавески, скатерти, подзоры.
Когда краски впервые попали ему в руки, Александр не имел даже понятия о том, как и чем их развести, как пользоваться. До многих секретов доходил собственным умом и опытным путем. Старший брат Пантелей тоже хорошо рисовал, но погиб на фронте — на белом свете стало тогда еще одним бойцом и художником меньше…
После пятого класса школы Александра послали учиться на курсы трактористов. Выучился и в годы Великой Отечественной войны дни и ночи работал в поле на тракторе в колхозном тылу, где остро не хватало мужских сильных рук. Труд подростка в поле был воистину героическим, случались моменты, когда он мог запросто погибнуть, но судьба сберегла талантливого паренька.
После войны, в 1946 году, в Нестеровку, где на МТС работал Александр, приехал художник Кудашев. Он увидел талантливые работы Овчинникова и пригласил его на учебу в Оренбург.
Столица Оренбуржья встретила молодого человека по-доброму. Первое время он жил в мастерской Кудашова, учился у него. Потом — в студии Степанова. Часто бывал в мастерской скульптора Петина, позировал ему. Вместе с тем росло мастерство Александра, он продолжил и общеобразовательную учебу в вечерней школе, стал работать художником-декоратором в театре. По жизни, как он считает, ему встречались только добрые, отзывчивые, интересные люди, которые значимо помогли становлению молодого художника.
В 1947 году он выставил свои первые семь работ в областном Музее изобразительных искусств. Зрители тепло встретили его творчество, две работы были куплены. Картины показали любителям живописи уверенный, точный мазок и необыкновенное чувство цвета молодого художника. Это был настоящий успех! А за ним последовала кропотливая и вдумчивая работа над совершенствованием мастерства и сложная дорога постижения секретов искусства.
Сейчас у Александра Ивановича Овчинникова более тысячи картин, часть из которых находится в коллекциях друзей и в музеях России, часть — в музеях Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Испании, Канады. Около тридцати его работ представлены в Оренбургском художественном музее изобразительных искусств. В мастерской художника нет свободного места от сотен эскизов, набросков, зарисовок, этюдов, начатых и законченных картин, их вариантов — творческий поиск продолжается.
Александр Иванович имеет широкую, открытую душу, оптимистический взгляд на жизнь, крепкое здоровье и всегда выглядит молодо, хотя в наступившем году встретит свое 80-летие. Можно позавидовать и его энергии, и творческому долголетию. Он участвовал более чем в тридцати крупных выставках, из них свыше двадцати — персональных.
Теперь Александр Иванович Овчинников известен не только в области, но и в стране, и за рубежом. Он — заслуженный художник России. Овчинников имеет десятки учеников и последователей, знаком и дружит с литераторами Оренбуржья, создал портретную галерею знаменитых людей родного края: писатель Г. Коновалов, поэт Б. Примеров, писатели Б. Бурлак и А. Горбачев, поэт А. Возняк, писатель и публицист И. Уханов, писатель П. Краснов, государственный деятель В. Поляничко… Это всё близкие ему по духу люди.