Маргарета Гертруда Зелле (Margaretha Geertruida Zelle) — в девичестве, Маргарита МакЛеод (Maguerite MacLeod) — в скоротечном замужестве, Мата Хари (Mata Hari — «Око Зари») — в зените сценической славы, также известная как двойной агент H 21 во времена Первой мировой войны.
В восемнадцать лет Маргарета Зелле сама себе выбрала мужа, просматривая колонки брачных объявлений в местных газетах. В двадцать шесть, вдоволь напутешествовавшись по колониальному Востоку, оставила супруга. А в двадцать девять, получив официальный развод, обосновалась в Париже и начала карьеру экзотической танцовщицы.
Блистательная слава Мата Хари пришла к ней в тридцать восемь, сложив к ногам множество пылких сердец и тугих бумажников влиятельнейших мужчин того времени. В сорок она была вовлечена в шпионскую игру союзников и — за приличное вознаграждение — согласилась работать на секретные службы Германии и Франции. В сорок один Мата Хари, она же агент Н 21, была уличена в двойном
Удивительно, но сценический успех танцовщицы был основан, практически, на пустом месте. Ведь, по свидетельствам современников, она и танцевать-то толком не умела. Зато обладала необычной восточной внешностью, доставшейся в наследство от матери (яванской женщины), и высоким ростом, унаследованным от отца-скандинава.
Отсутствие танцевальных навыков Маргарета Зелле восполняла природной грацией. Двигалась с такой чувственностью, что мужчины на представлениях теряли головы, а женщины — мужчин.
Мата Хари являлась публике в образе восточной принцессы, храмовой танцовщицы и жрицы любви культа Шивы. В эротическом танце она снимала с себя роскошные полупрозрачные одеяния, оставаясь лишь в массивных золотых украшениях, не скрывающих наготу.
Надо сказать, что Европа того времени переживала настоящий ориентальный бум и испытывала повышенный интерес к культуре и религии восточных стран. Однако не это привлекало зрителей в первую очередь. Публика шла поглазеть на стриптиз, явление для той эпохи новое и тоже удачно вписавшееся во всеобщее увлечение модернизмом.
Плюс, конечно, успеху способствовало немного умного «пиара» во влиятельных кругах, чтобы продвинуть бренд «Мата Хари» на рынок. Несколько важных связей, чтобы открыть двери элегантных столичных салонов Европы. Практически полное отсутствие конкуренции (соперничать с Маргаретой Зелле в эротизме могла единственная ее современница — Айседора Дункан, обнажавшая грудь во время выступлений).
Интересы Мата Хари лишь косвенно пересекались с интересами государств, противостоящих друг другу в военном конфликте того времени. Деньги и возможность беспрепятственного перемещения по Европе — вот, собственно, и все причины, по которым она дала легкомысленное согласие о шпионаже сначала немецкой, а затем и французской секретным службам.
Некоторые биографические источники, правда, упоминают о безумной любви Мата Хари к русскому офицеру по имени Вадим де Маслофф (Vadim de Masloff). Существует версия, что не ради денег, а во имя этой любви Маргарета и приняла французское предложение. По иронии судьбы именно Франция предъявила ей вскоре обвинение в двойном шпионаже, отправила за решетку и, спустя всего несколько месяцев, казнила.
Здесь тоже не обошлось без романтического тумана. Известно, что Мата Хари встретила смерть более чем достойно. Явилась на казнь в пальто и шляпке, держалась гордо, отказалась от черной повязки на глаза и даже послала воздушный поцелуй солдатам. Ходят слухи, что за секунду до ружейного залпа она, к тому же, распахнула пальто, в последний раз явив миру свою наготу.
Причиной такого театрального поведения могла послужить некая договоренность о псевдорасстреле, заключенная между одним из страстных поклонников Мата Хари и тюремной администрацией. Солдатам должны были выдать холостые патроны, а Маргарете Зелле оставалось только инсценировать собственную смерть.
Может быть, подобная договоренность действительно существовала. Вот только патроны оказались настоящими…
Так оборвалась жизнь женщины по имени Маргарета Зелле. Мата Хари же, как и положено жрице любви, обрела бессмертие и возможность бесчисленных земных реинкарнаций.