К кому из женщин великие люди выстраивались в огромную очередь?

Реклама
Грандмастер

Жизнь играет с нами в прятки. Не успел Иоганн Гроссхольц, потомок палачей Страсбурга, порадоваться, что Бог наградил его прелестной дочерью, которую в честь матери нарекли Мари, как в городе поползли слухи. Молва упорно утверждала, что бедняга Иоганн не имеет никакого отношения к появлению крошки на свет.

Пока он отсутствовал дома, его женушка зря времени не теряла, позировала скульптору Филипу Куртиусу. Впрочем, позированием дело не обошлось, молодые люди полюбили друг друга, и Анна-Мария не смогла соблюсти верность супругу, который был старше ее на целых 27 лет.

Возможно, если бы это случилось в первые месяцы брака, Иоганн не верил бы пересудам. Но в том-то и дело, что Анна-Мария долго не могла забеременеть, и в Страсбурге все это списали на ее бесплодность. А тут не успела «птичка прилететь», как неверная жена почувствовала, что носит под сердцем ребенка.

Реклама

Оставалось только надеяться на благородство палача. К чести Иоганна, он не стал устраивать душераздирающих сцен, а, пожелав жене и малышке счастья, покинул Страсбург. Анна-Мария с Филипом вздохнули спокойно: теперь никто и ничто не мешало их счастью.

Похоже, Мари была и в самом деле кровной дочерью Филипа, так как с юных лет завороженно смотрела, как скульптор работает. А когда ей исполнилось 9 лет, Куртиус взял девочку с собой в Париж, где отмечали пышную свадьбу наследник французского престола и Мария-Антуанетта. Филип решил, что сделает подарок новобрачным, изготовив из воска их фигуры в полный рост.

Как оказалось, этим он убил сразу трех зайцев. Во-первых, восковые фигуры так понравились королевской семье, что гонорар за работу превысил обычную плату: этих денег даже хватило на то, чтобы перебраться в Париж и купить небольшую лавку. Во-вторых, узнав, что юная Мари подает большие надежды, королевская семья решила употребить все свое влияние для того, чтобы девочка не испытывала никаких нужд, а занималась только искусством. И, наконец, реклама была сделана Куртиусу такая, что лавка стала очень скоро самой модной в Париже…

Реклама

Это подтверждает и тот факт, что за два месяца до смерти в лавку приехал великий Вольтер. Мари очень внимательно наблюдала за тем, как работает ее отец, а заодно и пыталась понять противоречивый характер философа, на долгие годы опередившего свое время. Вольтер умер для многих неожиданно, и Мари предложила отцу быстро закончить работу над фигурой и выставить ее в витрине лавки. Когда это произошло, народ толпами повалил к Куртиусу, стараясь хоть таким образом отдать дань памяти Вольтеру…

Но кроме работы с воском Мари освоила нелегкую науку, как бы сказали сейчас, менеджмента. Она знала лучше всех, где в Париже изготавливается самый лучший и самый недорогой воск. Ее нельзя было обмануть, поставив цену свыше средней при продаже волос, да и всю бухгалтерию девушка вела сама. О ней заговорили, как о чуде французской столицы. И не случайно, что когда скончался другой великий француз —

Реклама
Жан-Жак Руссо, именно Мари Гроссхольц пригласили снимать с философа посмертную маску…

Работа, работа, работа. О личной жизни думать совершенно некогда. И все же Мари в 1795 году (спустя год после смерти Филипа Куртиуса) выходит замуж за Франсуа Тюссо. Но даже рождение двух сыновей — Жозефа и Франсиса — не спасло этот брак, слишком уж разными были супруги: Мари хотела покорить весь мир, а Франсуа было вполне достаточно чувствовать себя супругом такой честолюбивой женщины и пользоваться плодами ее труда. К тому же он был большим любителем развлечений, проигрывая большие суммы.

Семью сохранить не удается, муж не собирается перестраиваться. И тогда Мари оставляет старшего ребенка у матери, а с младшим уезжает в

Реклама
Англию. Именно здесь, на берегах туманного Альбиона, ее и ожидает расцвет славы. В конце концов, мадам Тюссо приобретает красивый особняк на Бейкер-стрит (позже именно на эту улицу Конан Дойл поселил своего литературного сыщика Шерлока Холмса).

К счастью, оба сына выросли настоящими помощниками. Один стал специалистом по костюмам, другой взял на себя ведение бухгалтерии. И даже тяжелые удары судьбы (например, гибель всех фигур во время крушения парохода в 1804 году) не выбивают мадам Тюссо из седла. Она по-прежнему изобретательно работает…

Кстати, музей восковых фигур был открыт еще при жизни Мари. Он появился в Лондоне к 75-летию великого мастера восковой фигуры. А умерла мадам спустя пять лет, 16 апреля 1850 года, окруженная детьми и внуками.

Сегодня род Тюссо по-прежнему процветает, а музеи под именем Мадам Тюссо открыты в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе и Нью-Йорке. А еще открыты своеобразные «копии» в Париже, Санкт-Петербурге и других городах мира…

Реклама