Благодаря кому у автомобилей появилась дешевая «обувка»?

Реклама
Грандмастер

30 декабря 1927 года произошло то, что так долго ждали любители авто — русский химик Сергей Васильевич Лебедев предложил способ получения синтетического каучука. Если раньше значительную часть стоимости автомобиля занимали шины, которые изготавливали из натурального каучука, и они ценились очень высоко, то теперь, благодаря открытию синтетического аналога, машина сразу «удешевела» на 20−25%, что, во-первых, позволило иметь автомобиль более широким слоям населения, а, во-вторых, тем самым дала новый толчок к развитию автомобильного транспорта вообще. Ведь, как ни крути, а спрос порождает предложение…

И, наконец, третий фактор, который сразу же был использован идеологической машиной того времени: синтетический каучук был создан в стране, которая первой сбросила оковы капиталистического гнета! А тот факт, что Лебедев жил и творил большей частью в царский период, старательно замалчивался. Это было как яблоко, внезапно свалившееся на голову Ньютона, когда он задумывался над законом всемирного тяготения…

Реклама

Но восполним пробел с биографией выдающегося русского химика. Он родился 13 (25) июля 1874 года в польском городе Люблине (в те времена Польша была российской провинцией, пусть и европейской) в семье православного священника Василия Лебедева, и при крещении получил имя Сергий, в честь великого православного святого Сергия Радонежского. Впрочем, называли мальчишку скорее на светский манер — Сергеем. Это имя и вписали ему гораздо позже, при получении паспорта.

Я люблю бывать в городе Люблине. В нем уживается и современность, и старина, но никогда я не думал, что это родина изобретателя первого в мире способа получения синтетического каучука. Впрочем, Сергей вместе с матерью и своими братьями и сестрами прожили в Люблине недолго. Когда мальчишка только собирался поступать в школу, его отец неожиданно умирает. Оставшись без мужа и кормильца, мать решает поискать счастье в Варшаве. Ей повезло, она не только не осталась без поддержки, но даже сумела устроить сына в 1-ю Варшавскую гимназию, которая до сих пор считается одной из лучших в польской столице.

Реклама

Правда, по тем временам Сергей был несколько «великовозрастным» учеником, так как поступил в гимназию на год или два позже, чем полагалось. Но никаких комплексов возраста не испытывал, напротив, старался выделяться среди одноклассников не возрастом и ростом, а, прежде всего, знаниями. И преуспел в учебе. Во всяком случае, он едва ли не единственным из выпускников стал в год окончания гимназии студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета.

И здесь наступила череда везения для самого Сергея. Его преподавателем по химии оказался не кто-нибудь, а знаменитый русский ученый Алексей Евграфович Фаворский — один из создателей химии ненасыщенных органических соединений, широко известный своими исследованиями в изомеризации и полимеризации этих соединений. А Сергей Лебедев стал не просто учеником будущего академика, а его лучшим последователем. Не случайно для Сергея Васильевича разработки учителя стали тем фундаментом, на котором он сделал свои научные открытия.

Реклама

Но до самих открытий было еще очень далеко. Ведь помимо науки пытливый студент увлекся и политикой, и даже принял участие в студенческих волнениях, за что в 1899 году был выслан из столицы. Но и в ссылке он сумел написать блестящую дипломную работу, которая была создана «по памяти» на основе исследований в лаборатории Фаворского. Единственное, что не смог сделать учитель для своего ученика — добиться его восстановления в университете с тем, чтобы оставить его в аспирантуре. На это университетское начальство не пошло, и Лебедеву пришлось устроиться на работу в комиссию по исследованию рельсовой стали при институте инженеров путей сообщения…

О научной работе можно говорить долго, но мы-то с вами от этого далеки, а потому лучше рассказать о музе Сергея Васильевича, его преданной и горячо любимой супруге. Почему-то считается, что «ботаник-отличник» становится жертвой какой-нибудь разбитной девицы, которая пытается сделать из парня машину по зарабатыванию денег. В данном случае все было явно не похоже на стандарты. Лебедев жениться не спешил, он был весь погружен в науку, но однажды встретил Анну Остроумову, и уже через несколько дней после знакомства понял, что сражен. Но и здесь не спешил, хотя был красивым и статным мужчиной, любимцем женщин. Дал ей возможность почувствовать, что он именно тот, кого она ждала всю жизнь. В 1905 году будущий ученый попросил ее руки и сердца, и получил согласие. Они поженились!

Реклама

Как жаль, но в нашей жизни все происходит наоборот. Если парню понравилась девушка, то он зачастую действует напролом, с таким напором, будто талая весенняя вода рвет плотину. Он не дает девочке времени хотя бы попривыкнуть, сделать какой-то выбор. Не из-за этого ли некоторые браки распадаются, не успев родиться? И этот урок, этот опыт у Лебедева ничуть не менее важен, чем, скажем, изобретение синтетического каучука…

Анна была старше Сергея на три года, ей в то время было уже 34, поэтому родители невесты, в частности, отец, высокопоставленный чиновник Петр Остроумов, не ставили перед дочерью никаких условий. Она не была особенно красива, но была чертовски талантлива. Это отмечали все, кто ее учил, — Репин, Матэ, Уистлер. Бенуа объявил ее чувство стиля и тонкий вкус безукоризненными. А еще она была великой труженицей, как бы сейчас сказали, трудоголиком, но при этом всегда находила время для того, чтобы уделить как можно больше внимания своему мужу. Для нее семья была все-таки на первом месте.

Реклама

Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества и гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. А своеобразным подарком супругу она решила сделать серию гравюр родного Петербурга, из которого ни разу в жизни не уехала. Ни во время событий Великой Октябрьской социалистической революции, ни в годы сталинских репрессий, когда вероятность быть арестованной в обеих столицах была все-таки выше, чем на периферии. И даже во время трехлетней блокады Ленинграда фашистскими захватчиками — ни обстрелы, ни голод не смогли сломить духа этой хрупкой женщины. Она жила на улице, названной именем ее мужа, и сказала, что лучше умрет, чем увидит, как эту улицу топчут чужие сапоги…

Реклама

Можно не сомневаться в том, что, если бы не цельная натура Анны Петровны, великий ученый-химик вряд ли бы сумел сделать так много; она была его ангелом-хранителем, его королевой, ради которой талант был использован с большим напряжением сил, как говорится, до капельки…

А о самом открытии можно рассказать следующее. В 1926 году Высший Совет народного хозяйства объявил всемирный (!) конкурс на лучший способ получения синтетического каучука. По условиям конкурса нужно было представить не менее двух килограммов каучука и расписать способ его получения. Последний срок сдачи работ был определен 1 января 1928 года. Группа Лебедева трудилась очень интенсивно. Как вы уже знаете, успели только к 30 декабря 1927 года, за два дня до завершения конкурса…

Реклама

В 1932 Сергей Лебедев был избран действительным членом АН СССР. В 1934 году он возглавил Лабораторию высокомолекулярных соединений при АН СССР. Ее нужно было создавать по кирпичику, это требовало очень много нервов. А сердце Сергея Васильевича уже давало сбои. 1 мая 1934 года он поехал в служебную командировку на один из заводов синтетического каучука. А на следующий день, 2 мая, сердце его остановилось…

Анна Петровна бережно хранила память о муже, старалась сделать все, чтобы память была увековечена. Сама же любящая женщина отошла в мир иной в день своего 84-летия, 5 мая 1955 года…

Реклама