Как дуэлянт граф Федор Толстой стал «Американцем»? Часть 2

Реклама
Грандмастер

О дуэлях Федора Толстого разговор особый. Сколько их было, он и сам не мог точно сказать. Но то, что на дуэлях он убил 11 человек — факт неопровержимый. Двенадцатым мог стать Пушкин, который, находясь на юге, а затем в ссылке в Михайловском, готовился к дуэли несколько лет, обмениваясь с Толстым колкими эпиграммами. Причем граф называл поэта «Чушкиным» и добавлял: «Примером ты рази, а не стихом пороки и вспомни, милый мой, что у тебя есть щеки». Первоначальным поводом к ссоре послужил распущенный графом слух, что Пушкина за какие-то провинности высекли в Тайной канцелярии (либо в полицейском участке). По другой версии — причиной стало письмо Толстого сослуживцу по Преображенскому полку князю

Реклама
А. А. Шаховскому, в котором он нелестно отзывался о поэте и его творчестве. Да так ли это теперь важно. А тогда казалось, что дуэль неизбежна.

Приехав после ссылки в Москву, Александр Сергеевич сразу же отправил к графу секундантов. Толстого в старой столице не оказалось, а затем друзьям как-то удалось их примирить. Это был один из немногих случаев, когда Толстой пошел на примирение. Возможно, он щадил жизнь Пушкина, ставшего крупнейшим российским поэтом, или не хотел разрывать отношений с Вяземским, Жуковским, Баратынским, Давыдовым, которые бы смерть поэта ему не простили.

Интересно, два человека с взрывным темпераментом, Пушкин и Толстой, впоследствии даже подружились. Толстой ввел Пушкина в семью Гончаровых. Через него Пушкин сделал первое официальное предложение и получил неопределенный ответ от матери Наталии Николаевны. Свадьба все-таки состоялась, и в какой-то мере в это свою лепту внес и Федор Толстой.

Реклама

Дуэли были для графа любимым, после карт, развлечением. Он специально провоцировал людей, распускал слухи, оскорблял только для того, чтобы добиться вызова или получить возможность вызвать на дуэль самому. Рассказывают (об этом писал Сергей Толстой, сын Льва Толстого), что один из друзей попросил Толстого быть секундантом на дуэли, которая назначена на 11 часов следующего утра. Но когда он заехал за графом утром, тот еще спал. Разбуженный Толстой обыденно заявил, что дуэли не будет, так как он уже успел оскорбить, принять вызов и убить противника своего друга. Зная нрав Толстого, можно предположить, что что-то подобное вполне могло произойти на самом деле.

Страстью Федора Толстого были карты. Играл он успешно, обычно выигрывал большие суммы, которые тратил на дружеские пирушки. Говаривали, что, не полагаясь на фортуну, он умело блефовал и шулерствовал, временами создавая этим новые поводы для дуэлей. Иногда он нарывался на таких же «профессионалов» и очень крупно проигрывался.

Реклама

Стоит отметить, что благодаря прекрасной образованности, увлечению российской историей (граф собирал древние рукописные книги) и неординарности характера Толстой был близко знаком со многими известными литераторами и поэтами. Ему посвящал строки Вяземский. Грибоедов в «Горе от ума» писал:
«Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом
И крепко на руку нечист,
Да разве умный человек и может быть не плутом».

Граф узнал себя в этом описании, но не обиделся. По словам сына Сергея, Лев Толстой рассказывал, что Федор Толстой, встретив однажды Грибоедова, сказал ему:
— Зачем ты обо мне написал, что я крепко на руку не чист? Подумают, что я взятки брал. Я взяток отродясь не брал.

Реклама

— Но ты же играешь нечисто, — заметил Грибоедов.
— Только-то? — ответил Толстой. — Ну, ты так бы и написал.

Возможно, после такого разговора в рукопись «Горе от ума», которая принадлежала князю Ф. И. Шаховскому, сам Федор Толстой внес правки. Рядом со словами «В Камчатку сослан был» он пометил — «В Камчатку черт носил, ибо сослан никогда не был», а напротив строки «И крепко на руку не чист» он написал — «В картишках на руку не чист», после чего добавил: «Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола».

Неординарная личность всегда интересует людей творческих. Поэтому чертами Толстого-Американца Пушкин «наградил» Зарецкого в «Евгении Онегине» и Сильвио в «Выстреле». Лев Толстой в рассказе «Два гусара» явно с него списывал образ графа Турбина, а в первых вариантах «Войны и мира» у Долохова в одной из реплик даже упоминалась обезьяна (помните — орангутанг на «Надежде»). У Тургенева Лучков в «Бретере» и Василий Лучинов в «Трех портретах» явно имеют отдельные черты Федора Толстого.

Реклама

В личной жизни Федор Толстой был чужд многих светских условностей. Он женился на цыганке Авдотье Максимовне Тугаевой, которая долгие годы была его любовницей. У него родилось 12 детей, из которых 11 умерли. Граф искренне считал, что смерть детей на его совести, как искупление за 11 человек, убитых им на дуэлях. Особенно он переживал смерть любимой старшей дочери Сарры, которая дожила до 17 лет и по свидетельству современников отличалась своеобразной красотой и умом.

К концу жизни Федор Толстой стал набожным, всячески стремился искупить грехи молодости. Скончался он в возрасте 64 лет и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, на котором и ныне можно увидеть его могилу.

Граф Федор Иванович Толстой прожил бурную жизнь, но и для современников, и для нас так и остался «в мире нравственном загадкой», как сказал о нем Вяземский.

Реклама