Итак, точной даты рождения не установлено. Связано это было с тем, что в начале и середине сороковых годов XVII столетия по Европе гуляла чума, добралась она и до Южной Италии, до маленького городка близ Кремоны, где жил обедневший аристократ Александр Страдивари и его супруга Анна Морони. Они решили укрыться от болезни в родовом селении Александра. Решение оказалось верным, чума своим черным крылом их не зацепила.
Вот только сынишка в первое время доставлял беспокойство. Никак не мог определиться с тем, кем ему стать. Вначале его кумиром был Микеланджело, и даже пытался ваять скульптуры, но если линии его статуй были безупречны, то лица безжизненны. Антонио быстро понял, что скульптор из него не получается, и увлекся резьбой по дереву, украшая мебель орнаментом. Но и к этому довольно быстро остыл, зато пристрастился к скрипичной игре. Только и здесь его ждала неудача — его пальцы скользили по струнам слишком медленно. Зато слух был отменный.
Сейчас уже трудно сказать, кто надоумил 18-летнего парня обратиться в мастерскую к самому Никола Амати. Скорее всего, подсказало сердце. Но Николо с первых же дней увидел — судьба послала ему не просто ученика, а гениального ученика. Начинал он с разнорабочего (принеси — подай), потом ему начали доверять филигранную работу по обработке дерева, далее научили работать с клеем и лаком, словом, шаг за шагом, парень вникал во все секреты мастерства.
Позволю себе небольшую образность. Как из тысячи новобранцев-солдат только один может дослужиться до генерала, так и из сотен деревянных заготовок уникально зазвучать может одна-две. И важно найти эту «золушку», которая под рукой мастера раскроет все свои возможности и таланты. Даже сыновей Антонио удивляло, как отец может распознать в неказистой заготовке именно то, что в будущем может стать подлинным шедевром.
Вроде бы хватает первый попавшийся «обрубок», прикладывает к плечу и начинает стучать по нему длинными худыми пальцами. Десяток деревяшек отбросит в сторону, а одна обязательно успокоится на его плече минуту, две, пять! И вроде бы звуки раздаются глухие, невыразительные, но заготовка вручается ученику, который доводит брусок до состояния полуфабриката…
Иной раз сыновья обижались на отца. Ночами сидит в своей лаборатории, делает какие-то наброски, расчеты, а потом добивается того, чтобы резец ученика ни на миллиметр не отступил от задуманного. А им, продолжателям его дела, Антонио так и не раскрыл своего секрета.
Вернемся в наш, XXI век, вернее в ХХ, когда разного рода проходимцы, желая околпачить как можно больше доверчивых людей, бросили клич: «Экстрасенсом может стать каждый!» И потянулись простаки, щедро платя доморощенным волшебникам за науку. Но разве можно научить человека чувствовать мир точно так же, как и самый великий экстрасенс? Схватывать на лету все нюансы заболевания человека? Определить единственно верный, самый эффективный способ лечения? Да тут у двух хозяек никогда не получается двух одинаковых борщей, хотя каждая берет одинаковое количество картофеля, капусты, свеклы, лука.
Был ли у Страдивари секрет? Очевидно, он обладал высокой техникой резьбы по дереву, четко определял, какое количество лака может впитать в себя древесина, мог расположить пружину так, чтобы струна выгибалась под тем или иным «правильным» углом. Да мало ли еще тонкостей в таком непростом деле? Но он же еще определял на глаз, слышал сердцем, что за заготовка перед ним. Красиво петь может только влюбленная скрипка! Сделанная из влюбленного дерева! О, как неправы те, кто считает, что ель, клен -бездушны.
А к чуткому внутреннему камертону у Антонио добавлялась огромная работоспособность, умение доводить работу до того момента, пока скрипка не запоет. И когда жители Кремоны восхищались чьим-то богатством, они всегда говорили: «Богат, как Страдивари». Хотя, конечно, кривили душой — деньги и талант все-таки разные вещи, и не всегда их союз гармоничен…
Почему же никто в мире, даже порой приближаясь к мастерству Страдивари очень близко, так и не сумел его превзойти. Разгадка проста — они не научились в таком совершенстве «разговаривать» с деревянными заготовками. И этому, к сожалению, научить нельзя…
На днях мне попалась на глаза информация, которая сообщала о том, что скрипка Антонио Страдивари, известная под именем «Хаммер», так как в XIX веке она принадлежала шведскому коллекционеру Кристиану Хаммеру, созданная мастером в 1707 году была продана на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке в мае 2005 года за рекордную сумму — 3,544 млн. долларов. Это самый дорогой музыкальный инструмент, когда-либо проданный в мире.
Если вам попадет в руки скрипка, помните, что личное клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Существует масса подделок под мастера, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента…