Как русская княжна Елизавета вскружила голову норвежскому принцу?

Реклама
Грандмастер

Великий князь Ярослав, которого в скандинавских сагах называли «конунгом Ярицлейвом», а в русских летописях «Богомудрым» и «Богохранимым», известен нам с легкой руки Николая Карамзина как Ярослав Мудрый.

Видимо, мудрости ему и на самом деле хватало, раз смог породниться почти со всей Европой. Его женой была шведская принцесса Ингигерда, сестру Марию он выдал замуж за короля Польши Казимира, на сестре которого, княжне Гертруде, женил своего сына Изяслава. Другому сыну, Всеволоду, сосватал заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Дочерей выдал замуж за монархов: Елизавета стала королевой Норвегии, Анастасия — королевой Венгрии, Анна — королевой Франции. Да и внучку Евпраксию не обидел, выдал за германского императора Генриха IV.

Реклама

По-разному сложилась судьба дочерей Ярослава, но все они оставили заметный след в истории стран, ставших для них второй родиной.

Елизавета Ярославна, фрагмент фрески в Софийском соборе в Киеве
Фото: ru.wikipedia.org

Романтикой окутана история женитьбы норвежского принца Харальда Сурового на красавице Елизавете. Скандинавские саги повествуют, что Харальд Сигурдарсон родился в 1015 году. В 1031 году его сводный брат (по матери) норвежский конунг Олав Харальдссон погиб в битве при Стикластадире. Харальд в той битве был ранен, и ему пришлось бежать сначала в Швецию, а затем на юг «в Гардарики к конунгу Ярицлейву, который хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну».Служба у молодого Харальда шла успешно, смелого норвежца при дворе Ярослава ценили, но тут, как и положено в романтической истории, возникла любовь. Принцу приглянулась дочь Ярослава красавица Елизавета (в скандинавских хрониках — Элизабет или Эллисив). Ярослав благосклонно воспринял сватовство Харальда, который «известен родичами своими и предками», но заявил, что выдать дочь за чужеземца, у которого нет государства и денег для выкупа невесты, не может. Великий князь согласился подождать, пока принц не докажет, что готов возглавить государство и может обеспечить княжне достойную жизнь. И пришлось принцу со своей дружиной отправиться на заработки. Кроме Руси, основным местом, где в те времена ценились опытные в военном деле «солдаты удачи», была Византия. Поэтому путь Харальда лежал в Константинополь.

Реклама

В этой истории, несомненно, перемешаны правда и вымысел. Харальд, наверное, Елизавету при дворе великого князя видел, но ей было в тот период всего 8−10 лет. Маловероятно, что девятнадцатилетний принц мог влюбиться в ребенка. Но с Ярославом, наверное, какая-то договоренность была, возможно, она касалась будущей женитьбы.

Если же верить скандинавским хроникам, то ждать Елизавете пришлось почти 10 лет. Все это время Харальд воевал с врагами Византии, добывая славу и деньги, не забывая периодически присылать на сохранение к будущему тестю добытое кровью золото.

Только поздней осенью 1043 года Харальд вернулся в Киев. Елизавета к этому времени превратилась в прекрасную девушку, вот здесь уже и о любви можно говорить с большей уверенностью. Во всяком случае, Ярослав свое обещание сдержал. Как и положено по русским обычаям, справили пышную свадьбу, и по весне молодожены отправились на север. «Ты спустил [на воду] корабль с красивейшим грузом; тебе на долю выпала честь; ты вывез, действительно, золото с востока из Гардов, Харальд» — и не поймешь, какое золото имеет в виду скальд Вальгард из Веллы, то ли презренный металл, то ли прекрасную русскую княжну с золотистыми волосами. Хочется верить, что именно красавицу Елизавету.

Реклама

В Норвегии судьба Харальда сложилась вполне успешно. Уже через год он стал соправителем своего племянника Магнуса и получил в управление половину Норвегии. А вскоре стал единовластным правителем Норвегии. Двадцать лет правил он прекрасным северным краем, и рядом с ним была жена, которая подарила ему двух дочерей — Марию и Ингигерду.

Личная жизнь Елизаветы не была безоблачной. Через несколько лет Харальд взял еще одну жену, которая родила ему двух сынов, Олава и Магнуса, ставших со временем правителями Норвегии. Как уживались две женщины, сказать трудно, известно, что в военных походах, а повоевать Харальд любил и умел, его чаще сопровождала вторая жена — Тора. Но в свой последний поход в Англию он отправился вместе с Елизаветой, дочерьми и сыном Олавом. В 1066 году в битве около Стамфорд-Бриджа норвежская армия была разбита, а конунг Харальд погиб. Как свидетельствуют саги, в день и час его гибели от неизвестной болезни скончалась его дочь Мария.

Реклама

Елизавета с Ингигердой и Олавом вернулась в Норвегию. Что стало с ней потом — неизвестно, саги хранят молчание. Долгое время считалось, что она вышла замуж за датского конунга Олава Свейнссона и стала королевой Дании. Но углубленное изучение скандинавских саг и хроник позволило ученым сделать вывод, что датской королевой стала не Елизавета, а ее дочь Ингигерда.

Романтичная история женитьбы Харальда на княжне Елизавете вдохновляла не только скандинавских скальдов, но и поэтов более близких к нам времен.
Гарольд в боевое садится седло,
Покинул он Киев державный,
Вздыхает дорогою он тяжело:
«Звезда ты моя, Ярославна!»
— это уже не из саги, а почти наш современник А. К. Толстой.

На фреске Софийского собора в Киеве Елизавета Ярославна величава и красива, не мудрено, что в нее влюбился воинственный норвежский принц.

Реклама