Елена Николаевна родилась в декабре 1925 г. в семье великого русского экономиста Н.Д.Кондратьева, создавшего знаменитую на весь мир теорию больших циклов конъюнктуры. Счастье для ребенка — появиться на свет в доме, где царит любовь, и оно выпало ей, но вскоре девочка осталась без отца. Сначала он был объявлен «идеологом кулачества» и «реставратором капитализма», а затем арестован (1930) по делу «Трудовой крестьянской партии».
Из тюрьмы приходили безрадостные известия. У Николая Дмитриевича было сильно подорвано здоровье, но больше всего он страдал от бездеятельности: «Мне все хочется сколько-нибудь с пользой провести время и тем хоть сколько-нибудь уменьшить ту рану, которую нанесла моей жизни в смысле бесплатной потери времени тюрьма…» Жене его, Евгении Давыдовне, хоть с и большим трудом, но все же удалось передать в Суздальский политизолятор книги по философии, математике, экономике, и больной, оболганный и отвергнутый государством ученый продолжил исследование проблем экономической динамики, частями пересылая в семью их результаты. Через много лет его дочь будет так же неотступно и неутомимо погружаться в науку, не только унаследовав эти черту отца, но и, безусловно, воспитываясь на письмах из застенка.
Кроме писем, ОТТУДА приходили удивительные подарки, тоже творческого характера: сказка «Необыкновенные приключения Шамми» и карта звездного неба для дочери; стихи и ноты романса «Наша встреча была не случайна» с посвящением любимой жене. А последнее письмо было датировано 31 августа 1938 года. Смертельно больной и почти ослепший Н. Кондратьев написал напутствие дочке… а сентябре был вынесен повторный обвинительный приговор, по которому он был расстрелян.
Но семья об этом ничего не знала. Сердце сжималось, когда Елена Николаевна рассказывала про сборы в эвакуацию в 1941-м. …Отправляясь в Пермь, Евгения Давыдовна Кондратьева бережно упаковала рукописи, письма и подарки из Суздаля вместе с одеждой мужа, не прихватив с собой ничего из собственной — буквально ни одного платья. Дочке объяснила, что когда папа вернется, то ему, во-первых, понадобится гардероб, а во-вторых, он непременно обрадуется, что его вещи сохранились. И продолжала ждать…
По-разному складывались судьбы детей «врагов народа». Елене Кондратьевой очень повезло, она получила хорошее образование (биолого-почвенный факультет, а затем — аспирантура МГУ). Защитив диссертацию, за 15 лет прошла путь от младшего научного сотрудника до профессора Московского университета.
Область научных интересов
Научный авторитет Елены Николаевны был очень велик, ее назначали и выбирали на ответственные посты в Академии Наук, Всесоюзном микробиологическом обществе, Национальном комитете советских биологов, Федерации Европейских микробиологических обществ. Избиралась почетным членом научных сообществ Германии и Великобритании.
Но было в жизни этой уникальной личности, кроме науки, и другое, не менее сильное увлечение: конный спорт. У Е. Кондратьевой — спортсменки результаты были таковы, что ее включали в состав национального Олимпийского комитета. Но мало кто знает, что таким образом чиновники от спорта пытались «подсластить горькую пилюлю»: много лет ей запрещали участвовать в международных соревнованиях. Ученый с мировым именем и спортсменка экстра-класса была «невыездной». С глубокой горечью рассказывала Елена Николаевна об этом: то была не «горькая пилюля», а драма неполной реализованности. Но все же до самого конца жизни, пока жестокая болезнь не приковала к постели, ее главной чертой был оптимизм, и глаза искрились добротой, а улыбка передавала внутренний свет большой души.
…Поговорка «Природа отдыхает на детях больших талантов» бывает обманчива, так что не стоит ей доверяться «с лёту». Елена Николаевна доказала это, начертав собственную запись в анналах научной мысли, а значит — семью Кондратьевых можно назвать династией ученых, которая внесла достойный вклад в мировую науку. И достойна памяти человечества.