Собственно, определить характер человека по почерку люди стремились с незапамятных времен. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже. Идея о связи почерка с душевными качествами человека принадлежит, в частности, Аристотелю, который утверждал, что почерк отражает характер пишущего.
Свое видение графологии было и в эпоху Возрождения, история, в частности, оставила нам трактат итальянца Бальдо (1622) года о том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего. И даже небезызвестный литературный сыщик Шерлок Холмс учил своего помощника доктора Ватсона выстраивать психологический портрет предполагаемого обвиняемого по характерным признакам написания.
Термин «графология» впервые употребил французский аббат Жан Ипполит Мишон в 1875 году. Но научную базу под все эти изыскания подвел не кто иной, как Людвиг Клагес. Но имя этого человека, по крайней мере, в России, старательно умалчивается. Скорее всего, потому, что некоторые историки считают его одним из основоположников философии нацизма. С этим можно как спорить, так и соглашаться. А в целом все привело к тому, что кроме даты рождения и смерти, а также упоминания о том, что это был немецкий философ и психолог, вы мало что отыщете. Так что восполним этот пробел…
Итак, Людвиг был единственным ребенком в семье, вследствие чего ему ни в чем не было отказа. Учиться его определили в одну из лучших школ Ганновера, где он быстро сдружился со своим сверстником Теодором Лессингом, будущим философом, который спустя полвека открыто выступал против нацизма. Именно против Лессинга было направлено на первых порах острие борьбы национал-социалистов с инакомыслием. А его яркие статьи против книги «Майн Камфп», по сути, подписали ему смертный приговор.
Могли ли фашистские власти простить Клагесу его дружбу с таким опасным философом, да еще и еврейского происхождения? Закрыли ли глаза на его тесные контакты с другим евреем Максом Пульвером? Вряд ли. Но Клагеса, по крайней мере, убивать не стали, как Лессинга. Хотя, признаться, нацистская пресса неоднократно выступала с обвинениями в адрес Клагеса.
И дело здесь не в том, что Клагес не жил в Германии с 1915 года, в конце концов, Лессинга застрелили в Мариенбаде, знаменитом курорте Богемии. Просто ко времени прихода к власти Гитлера Клагес был уже широко известным психологом и философом, а его идеи были подхвачены и извращены до неузнаваемости.
Но вернемся к юным годам Людвига. После окончания школы он отправляется в университет в Лейпциге, где увлекается физикой и химией, а в 1893 году перебирается в Мюнхен, где жил и работал вплоть до начала Первой мировой войны. Философия Клагеса была чрезвычайно популярно в Германии на рубеже веков, по ней было защищено немало докторских диссертаций, вот только одно смущало власти — учение Клагеса носило явно выраженный антимилитаристский характер, что в предвоенной Германии явно не приветствовалось.
В 1897 году известный немецкий психолог Ганс Бюссе основал «Ассоциацию графологических исследований», а его ассистентом был не кто иной, как Людвиг Клагес. Именно развивая теории Бюссе, 25-летний психолог натолкнулся на ряд интересных особенностей.
Я не буду детально останавливаться на всех работах философа. Их достаточно много. Остановлюсь на том, что попроще для понимания. Например, для более четкого разделения сложных нервно-психических процессов, Клагес предложил разделить всю психику на три части: материал, структуру и качественную сторону. К первой он относит таланты и способности каждой личности, ко второй — импульсивность, взрывчатость, словом, все то, что отвечает за быстроту реакции. И, наконец, к третьей — стремление, инстинкты, волю и способность приспосабливаться к окружающему миру.
Без этого триединства нет характера человека. А исходя из того, чего больше «подмешано» в поведении личности, можно сделать вывод, каков у нее характер. Многочисленные исследования Клагеса позволяли ему очень четко выявлять особенности того или иного человека, в том числе и по почерку.
Основные параметры характерологического анализа почерка Клагес разработал в своем труде «Handschrift und Charakter», датированном 1917-м годом. Осуществляется «сканирование личности» путем анализа шестнадцати параметров почерка на основе выявления трех главных факторов: уровня формы,
Из чего можно сделать вывод о характере человека? Назовем только 7 основных особенностей изучения почерка.
Первый — размер букв.
Они условно подразделяются на очень маленькие, просто маленькие, средние и крупные. Чем крупнее буквы, тем человек менее усидчив, ему просто некогда выписывать значки очень мелко, он спешит.
Второй — наклон букв.
Его можно условно разделить на пять параметров: влево, слегка влево, вправо, слегка вправо и прямо. Из этого тоже можно сделать определенные выводы, в частности, прямой почерк требует больших усилий, чем наклонный.
Третий — форма букв.
Их три — округлые, бесформенные и угловатые. Думаю, характерные особенности каждого обладателя почерка установить по форме нетрудно.
Четвертый — направление почерка.
Это легко проследить, если тетрадка разлинована. Пунктуальный человек всегда подсознательно стремится к ровности, к тому, чтобы строчка не уходила ни вверх, ни вниз. А вот взлет строчки вверх, или заваливание вниз, подчеркивает, что обладатель такой строчки менее зависим от мнения окружающих, не делает из него культа.
Пятый — интенсивность нажима.
Бывает трех видов: легкая, средняя и очень сильная. Легкая — как бабочка, порхающая над листом бумаги, выдает человека, своеобразно относящегося к жизни. И наоборот, если человек считает мыслительный процесс чем-то очень тяжким, его перо «шагает» по бумаге более тяжеловесно.
Шестой — характер написания слов.
Заметили ли вы, что некоторые люди словно выписывают слова, тщательно соединяя каждую букву между собой. Иные — напротив, «проглатывают» эти соединения. Есть еще и люди, склонные то выписывать «связи», то «разрывать». Это можно, пожалуй, сравнить с отношением мужчин к женщинам, и наоборот. Одни привязываются сильно и на всю жизнь, другие — меняют «прелестниц», как перчатки, третьи чередуют вспышки длительной страсти с мимолетными увлечениями.
Седьмой — общая оценка почерка.
Здесь тоже три вида: старательный, когда буквы выведены аккуратно; неровный, когда одни слова четки, а другие читаются с трудом; неразборчивый — буквы написаны кое-как.
И, наконец, практические советы. Можно ли стать графологом для себя? Чтобы по одной записке однокурсницы сказать, можно ли с ней «сварить кашу». Конечно, академических высот вы вряд ли достигнете, здесь нужен систематический подход и склонность к анализу. Но почему бы не попробовать? Возьмите, к примеру, образцы почерков людей, которых вы хорошо знаете, например, родителей, близких, хороших знакомых. Составьте для начала их характеристику, а потом выведите, как она соотносится с характерным написанием слов и букв. Уверен, вы откроете для себя много интересного. Во всяком случае, это не менее интересно, чем разгадывать кроссворды…
Осталось закончить рассказ о Клагесе. Он прожил долгую жизнь, покинув сей мир 29 июля 1956 года в возрасте почти 84 лет. Еще в далеком 1919 году он поселился в городке Кихльберг, близ Цюриха. В этом же местечке он и нашел вечный покой…