Конечно, в СССР на подобную тематику существовал госзаказ. Конечно, советская власть, особенно в первые периоды существования социалистического государства, активнейше занималась пропагандой.
Но кто сказал, что всякий мастер, работая в официальном ключе, руководствуется исключительно конъюнктурными соображениями?
Давайте посмотрим на некоторые моменты ранней биографии нашего героя.
Родился Владимир в Тверской губернии в семье сельских учителей. Я ничего не знаю о взглядах и убеждениях его родителей, но в этой среде были весьма сильны околореволюционные настроения, те или иные «левые» взгляды, понимание, что стране нужны перемены. Мать художника, кстати, позже станет заслуженным учителем РСФСР.
Первым же учителем Владимира по части живописи был Савелий Шлейфер, авангардист, открывший в Весьегонске (Тверская область) художественную школу, участник объединений «Треугольник» и «Союз молодежи».
Ну, а авангардисты — они, понятное дело, за всякую движуху, и революция не исключение. Потом ВХУТЕИН, который Владимир закончил в 1932 году. В том году, кстати, по инициативе «сверху» ликвидируются все прежние художественные объединения, вместо них создаются официальные творческие союзы.
Но это сейчас не так важно. Речь вот о чем: с чего бы Серову было не воспринять идеи социализма, не разделять их? Его взросление и творческое становление пришлись на эпоху смены строя, на эпоху глубочайших перемен в обществе и в сознании.
Нет, понятное дело, что творческий работник всегда работает, так или иначе, на рынок, в соответствии со спросом.
Конечно, если хочет донести свои творения до зрителя-слушателя-читателя… А художники и писатели и тогда хотели и признания, и благосостояния. В советское время, особенно во времена молодости нашего героя, на хорошее пропагандистское искусство был спрос.
А с другой стороны, смеем ли мы утверждать, что художник был неискренен, отражая в творчестве историю своей страны? В конце концов, его становление как человека и художника пришлось на первые годы советской власти… И вдохновлялся он образами трудящихся, пафосом и энтузиазмом новой, социалистической, России.
Избрав для себя исторический жанр, он писал то, что видел и чем жила страна.
Так вот, Владимир Серов — автор, наверное, самых знаменитых, хрестоматийных работ о Ленине и революции: «
Его учитель во ВХУТЕИНе и Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (это одно и то же учебное заведение, до и после 1930 года) был Василий Савинский, академик Императорской Академии Художеств и мастер исторической живописи. Так что, похоже, с выбором жанра Серов определился уже тогда. И в аспирантуре он учился у Исаака Бродского, автора знаменитого портрета кабинета в Смольном на фоне Ленина… то есть наоборот, но на самом деле как бы да…
И подозреваю, что в ряды Ассоциации Художников Революционной России наш герой не попал исключительно в силу молодости: на следующий год после окончания института прежние художественные объединения закрываются, объединяясь в централизованные творческие союзы.
С 1941 по 1948 год Владимир Александрович — председатель Ленинградского отделения Союза художников. Он вообще сделал ещё и прекрасную административную карьеру, но об этом позже.
Во время войны он до 1943 года, в самое тяжелое время, находится в Ленинграде.
Рисует, разумеется, плакаты. Здесь во время войны он создает такие известные, как «Ледовое побоище» и «Балтийский десант».
И конечно, картины о Ленине и революции, это на всю жизнь!
В. И. Ленину посвящена уже выпускная работа, которую я, к сожалению, так и не сумел найти.
Лениниана принесла Владимиру Александровичу известность. И она же несколько «закрыла» другие стороны его творчества от внимания широкой публики.
Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, было во всем этом то, что меня постоянно волновало, — это наш народ в больших событиях, в борьбе.
Владимир Серов был очевидцем этих событий. И тем более ценен запечатленный им взгляд на нашу историю.
К сожалению, эта сторона его творчества закрыла другую, а ведь этот мастер умел быть разносторонним!
И вот другой Серов, совсем не про историю и не про политику:
Он был неплохим портретистом и пейзажистом!
Не говоря уже о портретах близких.
А вот эта живая бытовая сцена разве не прекрасна?
Или иллюстрации к «Слову о полку Игореве»?
Но помним мы Серова именно как автора «Ходоков у Ленина»…
Сделал Владимир Александрович и карьеру чиновника, хотя и в сфере искусства. Был ученым секретарем, вице-президентом, а с 1962 по 1968 г. — президентом Академии Художеств СССР.
И вот тут придется добавить ложку дегтя в успешную и вроде бы безупречную биографию мастера соцреализма.
Потому что, помимо соцреализма, в изобразительном искусстве существовали и другие направления. Владимир Александрович отличился не только созданием блестящей ленинианы, но и борьбой с формализмом и прочими современными и чуждыми веяниями, с только-только появившимся у нас тогда, в хрущевскую «оттепель», абстракционизмом и даже с вроде бы идеологически правильным «суровым стилем». Что особенно удивительно, учитывая, что первый учитель Серова — авангардист.
Например, существуют свидетельства того, как Серов (в тот момент глава Академии Художеств СССР и Союза художников РСФСР!) представлял Никите Сергеевичу Хрущеву работы абстракционистов на известной выставке 1962 года (той самой, где Никита Сергеевич ругался нехорошими словами и предлагал молодым художникам отправить их на Запад) и как после откровенно радовался тому, что «получилось».
Что получилось? Актуализировать оставшийся, казалось, в прошлом конфликт между «реалистами» и «формалистами», отодвинуть молодых современных художников подальше и поглубже. Получилось спровоцировать скандал. Удалось спровоцировать главу государства на агрессию в адрес молодых художников.
Хрущев, кстати, уже будучи в отставке, извинялся перед ними за свою несдержанность, непонимание и прямо говорил, что он и не собирался на эту выставку. Из песни слов не выкинешь, и не Сталин написал четыре миллиона доносов…
Однако и мнения коллег-современников со счетов не сбросить. Лабас Александр Аркадьевич:
…как если бы мы говорили о музыке с осведомленным человеком, который может понять умом, какие идеи хотел выразить композитор в симфонии. Но если этот человек лишен музыкального слуха, не чувствует настроения или абсолютно расстроенного рояля — что он может почувствовать в настоящей, большой музыке? Так и мне все время казалось, что Серов не улавливает самого главного: он не понимает искусства, настоящую живопись, ее глубокий смысл.
Реклама
То, что он никакой не живописец, это бесспорно. Это видно по его картинам. Ну, что можно сделать — таков факт, и это его личное несчастье.
Владимир Серов, Народный художник РСФСР и СССР, лауреат двух Сталинских премий, прославился своими работами революционной тематики. И по праву: победа социализма в нашей стране небывалым дотоле образом повернула весь ход мировой истории.
И завершим мы все еще одной работой о вожде пролетариата.