Его семья была одной из наиболее древних и прославленных дворянских семей Сербии. Но после захвата страны Османами его предки переселились в Венгрию и защищали свою новую родину от турок. Их военные успехи заставили императора Леопольда I отметить эту благородную дворянскую семью.
После окончания университета Теодор Янкович поступил на работу секретарем к епископу Тимишоары (тогда этот город назывался Темешвара). Вскоре его указом императрицы Марии-Терезии назначили директором народных училищ в Темешварском банате (банатом называлась область на юго-востоке Австрийской империи, в наше время разделена между Румынией, Венгрией и Сербией).
Императрица задумала произвести реформу народного образования в своей стране, сделав его возможным и для незнатных. Согласно новой методике образования, ученики делились на классы по возрасту и по уровню знаний. И теперь
Сам Теодор Янкович, создавая новую систему образования, был в ней не только директором, но и первым учителем. Поскольку его ученики немецкого не знали, он перевел на старославянский немецкие руководства для новых школ.
В результате успешной работы на молодого педагога обратила внимание сама императрица, Теодор получил австрийское дворянство и добавку к фамилии — де Мириево.
В 1780 году произошла встреча российской императрицы Екатерины Великой с императором Австрии Иосифом II. Среди прочего Екатерина узнала о развитии народного образования в Австрии и ей был рекомендован Янкович, как:
…человек, трудившийся уже в устроении народных школ в землях владения его величества императора Римского, знающий язык российский и православный закон исповедующий…
Екатерина пригласила молодого педагога и организатора в Россию.
В 1782 году Янкович переехал в Россию, а 7 сентября того же года императрица издала указ об учреждении комиссии народных училищ. Председателем комиссии был назначен Петр Завадовский (впоследствии он стал первым российским министром образования), а членами были академик Франц Эпинус (физик, астроном и математик) и тайный советник
Но именно иностранный эксперт решал главные задачи реформы образования. По сути, в результате реформы школы приобрели знакомый нам вид (относительно, конечно).
- В школах появилась доска, на которой учитель писал объяснения, у нее отвечали ученики и на ней они писали решения заданных учителем задач.
- Появился журнал успеваемости, в котором учитель, проводя в начале урока перекличку, отмечал отсутствующих.
- Появилось правило отвечать, встав из-за парты, и поднимать руку, когда ученик хочет что-то спросить у учителя или вызваться отвечать.
В декабре 1783 года в Петербурге была открыта первая учительская семинария, началась подготовка учителей для народного образования. Теодор Янкович был директором этой семинарии.
Директорствовал он и в открытом вскоре Главном народном училище. Согласно разработанному им плану народного образования, народные школы имели три разряда. Школы первого разряда (малые школы) были двухклассными, второго разряда (средние школы) — трехклассными, третьего разряда (главные школы) — четырехклассными.
- В первом классе обучали чтению и письму, цифрам, начальным правилам грамматики и сокращенному катехизису.
- Во втором классе — пространному катехизису, двум частям арифметики, рисованию и чистописанию.
- В третьем классе, кроме катехизиса — еще и евангелию, с объяснениями, чтению и русской грамматике с упражнениями в правописании, чистописанию, географии и всеобщей истории.Реклама
- В четвертом классе детально преподавалась русская и всеобщая география, более подробно всеобщая история, математическая география, русская грамматика с упражнениями, употребительными в быту: написание писем по разным поводам, ведение счетов, составление расписок и так далее. Давались основы геометрии, механики, физики, рисования и гражданской архитектуры.
Первые 25 народных училищ были открыты в России 3 октября 1786 года. Доступны они были для всех детей страны.
Далее происходило совершенствование методики обучения, созданной Т. Янковичем. Появлялись новые учебники, открывались новые семинарии для учителей и народные училища.
За отличный труд на ниве народного образования Теодор Янкович получал ордена Российской империи и рос в чинах. При Павле Первом он был пожалован в действительные статские советники (чин 4-го ранга, равный генерал-майору в армии). Ему были пожалованы земли с крестьянами и назначена пенсия в 2000 рублей.
В начале XIX века наш герой подал в отставку и удалился в свое имение. Умер он в 1814 году.
Тем временем школы все изменялись и изменялись, парты совершенствовались, да даже школьные доски — и те в наше время мало похожи на доски начала XIX века. Но все равно в начале урока ведется перекличка, результаты которой записываются в школьные журналы. И ученики, вызывающиеся отвечать или желающие что-то спросить у учителя, поднимают руку.