26 сентября 1898 года в Бруклине, районе города Нью-Йорк, в семье эмигрантов из России родился сын Якоб, которого мы знаем как Джорджа Гершвина.
Его отец Мойше Гершвиц работал в Петербурге обувных дел мастером и эмигрировал в США в 1890 году. Живя в Нью-Йорке, он познакомился с Розой Брускиной, дочерью скорняка (хотя сам он себя называл «меховых дел мастером»). Они поженились, в их семье родилось четверо детей, Джордж был вторым ребенком.
Уже в 12 лет, услышав фортепьянную музыку, он самостоятельно научился играть на пианино. В 16 лет стал аккомпаниатором в музыкальном издательстве, принадлежавшем Джерому Ремику. Тогда же Джордж начал писать музыку.
Его первое авторское произведение When You Want 'Em, You Can’t Get 'Em было издано в 1916 году, автору было 18 лет. Большой известности именно это произведение не получило, но привлекло внимание содружества Бродвейских режиссеров и продюсеров. Все новые и новые музыкальные пьесы Гершвина начали исполнять в Бродвейских мюзиклах. В начале 1920-х на Бродвее появились постановки целиком на музыке Гершвина.
РКН: сайт нарушает закон РФ
В 1922 году им была написана его первая опера Blue monday (135th Street), после успеха премьеры он был приглашен композитором в джаз-оркестр пола Уайтмена, с которым долго и плодотворно работал, написав для оркестра среди прочего и «Рапсодию в стиле блюз» (Blue rapsody).
За мюзикл «О тебе я пою» (Of Thee I Sing) (1931) Джордж и его брат Айра, написавший все тексты их общих мюзиклов, получили Пулитцеровскую премию — первый раз, когда ее присудили музыкальному произведению.
РКН: сайт нарушает закон РФ
В 1935 году Гершвин написал оперу «Порги и Бесс». В первый раз четырехчасовая опера в трех действиях была поставлена в Карнеги-Холле (дирижер Александр Смолленс) осенью 1935 года и поначалу не имела успеха. В 1940-е годы ее ставили несколько раз, и снова без особого успеха. А вот когда в сезон 1952−53 годов она была поставлена негритянской труппой во время европейского турне — произведение имело ошеломляющий успех. С тех пор ее ставят именно так — с неизменным успехом.
В наше время «Порги и Бесс», как и «Голубая рапсодия», входят в золотой фонд классической музыки, их ежегодно исполняют на всех континентах. Суммарный тираж пластинок, кассет, CD-дисков этих произведений, наверное, уже превышает миллиард. Ведь люди всего мира любят их слушать почти 100 лет!
В чем же дело? Почему именно произведения Джорджа Гершвина трогают души уже пятого поколения слушателей?
РКН: сайт нарушает закон РФ
Почему множество песен рождаются, их слушают год-два, а потом забывают, а есть песни, которые слушают век и дольше? Почему стихи Тютчева, Фета, Некрасова и некоторых других поэтов помнят уже полтора-два века, а множество других поэтов давно забыты, хотя некогда были самыми популярными?
Может быть, дело именно в том, что нас цепляет нечто неосязаемое — красота, спрятанная в поэмах, повестях, песнях, операх? Мы сами не можем понять, почему готовы слушать какую-то пьесу или песню много раз, чувствуя, что в ней есть некая красота, которая задевает какие-то струны нашей души. И мы снова и снова перечитываем строки любимых стихов или слушаем музыку Баха, Бетховена, Чайковского, Гершвина…
Увы, срок жизни Джорджа Гершвина был очень короток. В начале 1937 года у музыкального гения были обнаружены симптомы опухоли головного мозга. Его прооперировали в клинике «Седарс Синай» 11 июля 1937 года. Опухоль была удалена. Но великий композитор не смог очнуться после операции.
После его смерти по американскому радио выступил Арнольд Шёнберг, который сказал:
Джордж Гершвин был одним из редких музыкантов, для которых музыка не сводилась к вопросу о больших или меньших способностях. Музыка была для него воздухом, которым он дышал, пищей, которая его насыщала, напитком, который освежал. Музыка была тем, что он чувствовал, чувством, которое его наполняло. Первозданность такого рода дана только великим и, без сомнения, он был великим композитором. То, что он совершил, — это вклад не только в американскую музыку, но и в музыку всего мира.
Пять музыкальных спектаклей, один из которых заслужил премию, две оперы, которые с невероятным успехом проходят и в наше время. Множество инструментальных произведений, исполняемые и сегодня. Он как будто спешил, зная, что его время в этом мире крайне ограничено.