Недавно в Интернете мне на глаза попалась фотография человека, капитана 2-го ранга Русского императорского флота. Строгое лицо, задумчивый взгляд, будто смотрящий сквозь время. Этим человеком оказался легендарный Петр Петрович Шмидт.
Я решила почитать, что о нем пишут разные авторы. Книга «Лейтенант Шмидт. Герой или авантюрист?» меня особенно поразила. Что немаловажно, автор не навязывает своего мнения читателям, а объективно повествует о жизни и службе лейтенанта Шмидта. Остановимся на некоторых интересных фактах.
Петр Петрович родился в Одессе в семье героя обороны Севастополя, Петра Шмидта. Его дядя, Владимир Шмидт, также участвовал в обороне. Родственники со стороны отца были обрусевшими немцами. Мать — еврейка.
Петр был младшим в семье. Его любили и ни в чем не отказывали. Но когда ему было всего 10 лет, горячо любимая мать умерла. Кончина подействовала на маленького мальчика ужасающе, с ним случился первый приступ эпилепсии — болезни, которая будет сопровождать его теперь всю жизнь.
Прошло время. Отец женился вторично. Юного Петра отправили учиться в Морской Кадетский корпус. Покровительство над ним взял дядя, адмирал Владимир Шмидт.
По воспоминаниям однокашников, мальчик был нелюдим, замкнут, но очень вспыльчив. Автор пишет, что уже тогда у него проявлялись признаки мании величия. С годами эта навязчивая идея только крепла.
После выпуска Петр стал совершать дерзкие поступки. Начнем с того, что он женился на женщине легкого поведения, о занятии которой знал весь корпус. Это было ударом для родных в первую очередь. А Петр объяснял поступок желанием вытащить из грязи заблудшую душу.
В то же время, по словам автора, Шмидт умудрился растратить будущее наследство его и сестры. Как он смог его получить, история умалчивает.
Чтобы отвлечь Петра от глупостей, дядя отправляет его служить на Дальний Восток. Обращает на себя внимание тот факт, что мичман часто менял корабли, потому что не мог ужиться с коллективом. Довелось ему служить и на блокшиве. Как объясняет автор книги, это достаточно неприятное место службы, в какой-то мере позорное. На таких кораблях устраивали склады или даже тюрьмы.
А когда вместе с женой офицер отправился в Нагасаки, то там рассорился даже с русским консулом. И это были не просто ссоры, а скандалы, зачастую заканчивавшиеся истерическими припадками. Именно тогда началась череда его госпитализаций в психиатрическую клинику. Кстати, когда сын Шмидта впервые увидел приступ падучей у отца, он на всю жизнь остался заикой.
Через несколько лет такой службы молодой русский офицер уходит в отставку с присвоением очередного звания лейтенанта. В этом звании он и войдет в историю страны.
А нужно было содержать семью. Шмидт поступает на торговый флот. Но и там он прослужил недолго. Командуя пароходом «Диана», в плохую погоду он уходит спать и оставляет за себя старшего офицера. В итоге корабль сел на мель. Командиру грозил суд. Но началась Русско-японская война. Всевластный дядя решается отправить Петра служить на Вторую Тихоокеанскую эскадру. Каково было командующему
Шмидта назначили на транспорт «Иртыш». Все бы ничего, но когда оставалось несколько дней до отправки эскадры, Петр вдруг осознал, что может погибнуть. Он ничего другого не придумал, как затеять драку с офицером на балу. Дело кончилось фееричным битьем окон стулом. Драчуна посадили под арест. Он, наверное, уже мечтал о списании на берег, но в Морском министерстве решили иначе. Буяна все равно отправили в плавание, по возвращении его планировалось уволить со службы за непригодностью. А за разбитое окно пришлось убытки возмещать…
Наконец, эскадра
Кстати, о славе этой исторической личности. Автор пишет, что Шмидт даже предпринимал попытки полетов на воздушном шаре, чтобы войти в историю. На зрелище скупались билеты, но у смельчака был провал за провалом. Поэтому деньги приходилось возвращать.
Петр Шмидт возвращается в Россию. Дядя содействует его назначению на Черноморский флот под командование адмирала Чухнина, который вряд ли забыл его выходки на Дальнем Востоке.
Шмидта назначили командиром миноносного отряда. Но и тут он отличился. Часто использовал корабль в личных целях: ездил на пикники, прогуливался с сыном. А совсем освоившись, Петр Петрович присвоил крупную сумму денег из общей кассы отряда и где-то прокутил. Хотя он утверждал, что брал ее на хранение.
Опять лейтенанту грозил суд. Уже во второй раз ему пришлось спасаться отставкой. Отставку Морское ведомство приняло, но только без повышения в следующий чин и без права ношения мундира. В то время это было позором.
После ухода со службы Шмидт погрузился с головой в общественную жизнь. Начал с составления и рассылки по экипажам анонимных листовок, где открыто призывал к мятежу. Однажды он ораторствовал на очередном митинге. Его пламенная речь возымела действие, и разгоряченная толпа отправилась выручать политических заключенных. Но храбрости Шмидта хватило ненадолго. Когда завязалась драка с охранниками тюрьмы, он стоял в стороне и только науськивал людей друг на друга.
Поддержал он и действия гимназистов, среди которых был и его сын. Самые отчаянные из них разбили окна директору. Последовало неминуемое наказание. Вместо того чтобы осудить поступок мальчиков, разгневанный Петр Петрович отправился в гимназию, где чуть не подрался с преподавателями. Но исключать за это младшего Шмидта не стали, чтобы лишний раз не связываться с неадекватным папашей.
Все это ничего не значащие эпизоды бунта. Скоро «красному лейтенанту» сделают поистине судьбоносное предложение — возглавить мятеж на крейсере «Очаков».