Когда мальчику было 3 года, его семья эмигрировала из РСФСР в США и поселилась в Нью-Йорке, в Бруклине. Русский язык мальчику не понадобился, дома говорили сначала на идише, а потом — на идише и английском. А когда он вышел на улицу — стал говорить на уличном английском.
Родители открыли кондитерский магазин, дети им помогали. Американское гражданство Айзек получил в возрасте 8 лет, в 1928 году.
Учиться мальчик пошел в 5 лет, к этому времени он уже самостоятельно научился чтению и письму. Закончив школу в 15 лет, Айзек поступил вначале в колледж, а затем на химфак Колумбийского университета Нью-Йорка.
Во время учебы молодой человек начал писать рассказы. Его первый научно-фантастический рассказ «В плену у Весты» был напечатан в 1939 году. В 1941 году в печать вышли первые рассказы о роботах и были сформулированы знаменитые Азимовские «Три закона робототехники».
В 1941 году Азимов получил магистерскую степень и поступил в аспирантуру. Однако вскоре после начала войны, в 1942 году, оставил университет и поехал работать по специальности на военную судоверфь, находящуюся в Филадельфии. Там Айзек познакомился с Гертрудой Блюгерман. Они сыграли свадьбу, у них родилось двое детей, сын Дэвид и дочь Робин Джоан.
Работая во время войны на верфи, молодой химик продолжал писать. Именно в 1942 году был начат цикл романов об Основании.
После войны Айзек Азимов вернулся в аспирантуру, защитил докторскую диссертацию (Ph D) по химии, работал в университете, выполнял серьезные химические исследования, участвовал в разработке нескольких учебников для студентов-химиков. И одновременно продолжал писать, совмещая оба эти рода деятельности вплоть до конца 1950-х.
Он был одним из первых «создателей миров будущего», все его романы в конце концов оказались связанными в одно целое — и романы о роботах, и серия про Основание. Хотя время последних романов об Основании отстоит от времени первых рассказов о роботах на десятки тысяч лет — таков поистине космический размах самого
В чем же его особенность как писателя? В том ли, что все его фантастическое повествование нам кажется правдивым, а его герои ведут себя естественно, с нашей точки зрения? Или в том, что всё в фантастических мирах его многочисленных книг безупречно логично и при этом даже в далеком-предалеком будущем люди почти совсем не изменяются?
Или в его невероятном юморе? Например, вот так он описывает творение обезумевшего робота Эл-76 в рассказе «Робот Эл-76 попадает не туда»:
Увидев его, Пикассо бросил бы живопись, почувствовав, что его превзошли — и как превзошли! А если бы в радиусе полумили отсюда оказалась корова, то в этот вечер она доилась бы простоквашей.
Так и хочется вообразить себе это невообразимое творение!
Перу Айзека Азимова принадлежит более 700 работ, из них 280 научно-популярных книг и статей, 40 научно-фантастических романов и 383 рассказа. Сборники его произведений выходили вплоть до 1996 года, хотя умер он в 1992 году. И только потом его произведения начали перепечатывать. При этом лучшим своим романом писатель считал книгу «Сами боги», вышедшую в 1972 году.
Был он весьма своеволен, имел проблемы с ФБР, некоторое время считался не то тайным коммунистом, не то просто нелояльным гражданином. Наверное, поэтому его избрали в Зал славы научной фантастики и фэнтези только посмертно, в 1997 году.