На Всемирной Выставке 1925 года советская коллекция одежды получила три премии:
- Гран-При получила курировавшая работу организация Мосэкуст;
- Золотую медаль (третье место) — Наталья Давыдова (разработка вышивок для изделий Ламановой);
- Почётный диплом и второе место — Надежда Ламанова, возглавлявшая всю работу.
Кто же она такая — Надежда Ламанова?
Дочь отставного полковника, позже исправника в уездном городе Ардатове Нижегородской губернии. И значит, образование получила в гимназии, хотя семья, как ни странно, была небогатой. Например, их имение было продано за долги, так что жили они на отцовское жалованье (и училась Надежда «за казенный счет»).
После, вроде бы, закончила Институт благородных девиц. Но главное — лет в 20 осознала, что женщине для самостоятельности нужен заработок. Поспособствовала этому любовь к женатому мужчине, с которым она уехала из дома, всерьёз поссорившись с родителями. Правда, вернувшись через полтора года, после смерти избранника, была прощена. Но необходимость самостоятельного заработка осознала.
Какие варианты были тогда у женщины? Гувернантка, учитель, прислуга…
Надежда проходит обучение у известной нижегородской портной Татьяны Войткевич, у которой одевается цвет Нижнего Новгорода. Не швеей, а закройщицей или моделистом — все же происхождение помогло начать карьеру с не самой рабочей профессии.
Сказалась ли в выборе сферы деятельности любовь к шитью её матери, мастерски шившей платья себе и дочерям? Ясно одно: без способностей происхождение не помогло бы, так бы и осталась она закройщицей.
А Надежда в 1883 году оказывается в Москве, в школе кройки и шитья Ольги Суворовой. По другой версии — наоборот, в мастерской Войткевич она работает после обучения у Суворовой… В ранней биографии Ламановой немало путаницы.
В любом случае, в 1885 году она оказывается хозяйкой собственного небольшого ателье. Тут речь уже не о способностях — о таланте… Правда, есть некоторые неясности.
По другой, и более реальной, версии, Ламанова не просто уехала с мужчиной, а была замужем. Во всяком случае, тогда подписывалась она двойной фамилией: Андруцкая-Ламанова. И ее мужем был, вероятнее всего, Павел Андруцкий — отставной штурман военного флота; отставной капитан, водивший торговые суда по Волге; старший агент и представитель страхового общества «Волга» в Москве.
Если так, то неясно, как могла Надежда вернуться в родительский дом в 1880-х и затем начать карьеру. Поскольку Павел Андруцкий вроде бы умер в 1891 г. на Большой Дмитровке, 11. Там, где примерно в это время находится ателье Ламановой, уже вполне успешной моделистки.
Хотя первые известные документы о работе этого ателье датированы 1893 годом. С другой стороны, Ламанова значится в них под фамилией Андруцкая. То есть она, видимо, все же была замужем за Андруцким. Который, правда, уже был женат ранее, о чем существует запись в метрике. А вот запись о разводе или смерти его первой жены не найдена.
Хотя Андруцкий был на 22 года старше Ламановой, впервые женат аж в 1865 году, так что до его знакомства с Надеждой могло произойти многое. Равно как и… так ли невозможно было для 18−19-летней Надежды убежать с женатым мужчиной, а спустя годы выйти замуж за Андруцкого?
Как было на самом деле? Мы не знаем. Ламановой не пришло в голову ни обзавестись биографом, ни написать мемуары. Хорошо известна лишь история ее второго брака — с Андреем Каютовым, юристом и будущим главой Московского отделения страхового общества «Россия». Почему-то оба мужа Ламановой занимали аналогичные должности в аналогичных компаниях.
Каютов, кстати, был незаурядной и разносторонней личностью: член Московского автомобильного общества, Фотографического общества, Общества искусства и литературы, Литературно-Художественного кружка, в котором состояли, к примеру, Чехов, Ермолова, Гиляровский, Станиславский… Да Каютов и сам был известен еще как актер-любитель.
По одной из версий, он впервые пришел в ателье Ламановой вместе со своей возлюбленной, актрисой Гликерией Федотовой. Это не исключено, хотя Каютову в это время около 30 лет, Федотовой — за 50.
Хотя как знать? Ламанова тоже была старше Каютова, хотя и всего на 6 лет… В любом случае, оба они — люди незаурядные, разносторонние и хотя бы отчасти вращаются в одних и тех же кругах.
Но это будет позже. Пока же, с середины 1880-х, дела у Ламановой идут в гору. Она быстро становится популярной. К середине 1890-х её ателье — крупное и известное предприятие. Несколько раз в год она ездит в Париж, общается с коллегами, знакомится с последними новинками, закупает дорогущие партии материалов.
В 1900 году Елизавета Фёдоровна (сестра императрицы!) рекомендует её на получение звания «Поставщик Двора её высочества». Там, кстати, существовал временной ценз: поставщик должен был работать с двором не менее 8−10 лет. А Ламанова в 1904 г. получает статус «Поставщика императорского двора».
Возможно, не последнюю роль сыграл пошив костюмов для императорской четы к грандиозному балу-маскараду в честь 300-летия Дома Романовых. Не для императорской четы, но, например, для фрейлины графини Софьи Ферзен и собственно Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Ламанова вхожа в верхние круги европейской (а значит, и мировой) моды. Так, она приглашает в Москву Поля Пуаре — одного из крупнейших парижских кутюрье. Ламанова, кстати, первой в России поддержала новую идею Пуаре — платье без корсета. И его же идею рубашечного кроя платьев, особенно это проявится в советский период ее творчества, когда она возьмет за основу своих моделей русскую женскую рубаху.
И в это же время Надежда Петровна начинает сотрудничать с Московским художественным театром, будущим МХАТ имени М. Горького. С этим театром она будет связана до конца жизни.
И пока дела у Ламановой идут прекрасно. Она суперзвезда, работающая с богатыми заказчиками и не стесняющаяся назначать высокие цены. Хотя моделировать предпочитала на свой вкус, не терпя вмешательств в работу. По легенде, в мастерской держала нюхательную соль для особенно чувствительных заказчиц, падавших в обморок то ли из-за шокирующего кроя платьев, то ли из-за прямолинейности Ламановой.
В 1910 году по ее заказу строится четырехэтажный особняк по Тверскому бульвару, дом 10. Сейчас этот дом, надстроенный на два этажа, принадлежит ТАСС…
В 1918 году Надежда Петровна успела продать его. Но почему-то не уехала из страны, хотя уж кто-кто, а она, с ее репутацией, талантом, обширными связями, не осталась бы ни без работы, ни без заработка. Почему они с мужем, руководителем Московского отделения страхового общества «Россия», остались после революции?
А почему осталась Вера Мухина, наследница богатого купеческого рода? Но Мухина моложе на 20 лет, она даже не закончила обучение, но мечтает о славе «русского Микеланджело», а в Советской России объявлен план монументальной пропаганды… И Мухина начинает блестящую карьеру. К тому же она дружит с социалистами и разделяет их идеи.
А Ламанова? Ей-то, вхожей в высший свет, зачем все это? Тем более, в 1919 г. их с мужем еще и арестовывают по подозрению в контрреволюционной деятельности. Впрочем, уже через пару месяцев выпускают.
Ее мужа арестуют еще раз в 1922-м, уже на вполне реальном основании: противодействие изъятию церковных ценностей. Осудят на 5 лет… и снова выпустят через несколько месяцев. Кстати, это обвинение никак не помешает Каютову вполне успешно работать и делать карьеру в Госстрахе.
Ну, а Надежда Петровна остается и становится одним из ведущих модельеров новой страны.