К сожалению, точная дата рождения Никитина нам неизвестна. Поэтому примерно отсчитать её можно, зная год смерти нашего героя.
Известно, что Никитин был тверским купцом. Дела у него складывались на этом поприще весьма неплохо, и он заслужил авторитет среди окружающих. В те годы купеческое дело было для кого-то не только прибыльным, а ещё весьма познавательным делом. Ведь приходилось снаряжать экспедиции в такие края, где мало кто бывал.
В общем, в 1466 году два русских торговых судна из Твери под предводительством Афанасия Никитина отправились вниз по Волге, к морю Хвалынскому (Каспийскому).
Времена тогда были весьма неспокойные. Пришлось нашим негоциантам в Нижнем Новгороде прибиться к каравану ширванского посольства. Путешествие с ним шло благополучно до тех пор, пока в дельте Волги
Дело в том, что конкретно Никитин для этой экспедиции брал товары в долг. Естественно, он не мог вернуться домой с пустыми руками, поскольку это перечеркнуло бы его жизнь во всех смыслах. Тогда Никитин отправился в Баку, потому что это, как ни крути, было безопаснее.
В сентябре 1468 года наш герой двинулся в персидскую область Мазандеран. Афанасий имел при себе некоторое количество денег и предполагал, что сможет восстановить собственное финансовое благополучие, если чего-нибудь привезёт из Персии в Россию и продаст там с выгодой.
Далее тверской купец добирается до персидского города Ормуз. Произошло это весной 1469 года. Ормуз располагался на территории нынешнего Ирана и уже тогда был большим городом. Способствовало этому удачное расположение персидского селения в Ормузском проливе, через который шли многочисленные грузы. Конкретно Никитина могли заинтересовать ормузские жемчуга, которые в России назывались «гурмыжские зёрна».
Однако, пробыв в Ормузе месяц, наш герой узнал вот что. По словам местных жителей, в соседней Индии чрезвычайно высоко ценились лошади, которые там не рождались.
Тогда Афанасий купил дорогого скакуна и повёз его в Индию для последующей продажи. Тут нашего героя ожидали новые приключения.
Наместник крепости Джуннар (это уже в Индии) Асад-хан приметил скакуна, которого планировал продать Никитин, и повелел отобрать его. А узнав, что Никитин — русский, обещал вернуть лошадь и вдобавок ещё тысячу золотых в обмен на то, что русский купец откажется от своей веры.
Положение было сложным, однако Афанасию опять несказанно повезло. Он повстречал во владениях Асад-хана своего знакомого по имени Мухаммед. Последний проникся проблемами русского приятеля и смог упросить Асад-хана вернуть Никитину лошадь и отпустить его на все четыре стороны. Так тверской купец был спасён добрым иноплеменником.
Лошадь Никитин продал лишь в 1471 году. После этого он, очарованный бытом загадочной Индии, посетил священный город Парват. Но это произошло в 1472 году.
Никитин пробыл в Индии около двух лет, но при этом не забывал, где его родина. Располагая некоторыми средствами, тверской купец приобрёл драгоценные камни, для того чтобы реализовать их по дороге домой.
Из Индии Никитин отбыл в 1473 году, но возвращаться ему пришлось довольно долго.
В начале 1474 года Афанасий наконец был в Трапезунде, что располагался на юге Турции. Вроде бы домой уже близко, вон, через Чёрное море плыви — и далее пешком или на лошадях. Однако в Трапезунде Никитин был объявлен лазутчиком Узун-Хасана со всеми вытекающими из этого последствиями. Правда, последствия оказались приемлемыми, потому что наш герой лишился только объёмного своего имущества.
В общем, поплыл Никитин из Трапезунда в Крым, но разыгравшийся на море шторм заставил повернуть обратно.
В Кафу (нынешняя Феодосия) тверской купец прибыл 5 ноября 1474 года. В этом городе он уже стал ощущать приближение к родным просторам, потому что в Кафе многие понимали и говорили по-русски. Ведь сюда постоянно прибывали торговцы из России. В Кафе Никитин задержался на всю зиму, потому что обильные снега и холода попросту привели бы его к гибели.
И вот в начале 1475 года Никитин двинулся в родной город. Однако добраться до него нашему соотечественнику не удалось. Он умер, не дойдя до Смоленска, а его довольно толстые тетради привезли знакомые купцы в Москву.
Главным итогом драматических похождений этой исторической личности стало «Хождение за три моря», в котором довольно точно и красочно описывались нравы тех мест, где побывал выходец из Твери.
Настолько точно, что труд Никитина стал на многие годы, до появления географических учебников, буквально настольной книгой для купцов, дипломатов и путешественников.