Начнем со Сталина. Мне кажется, многие не особо задумываются о происхождении этого псевдонима. Фамилия давно приросла к этому человеку, хотя все знают, что это не настоящая фамилия. Ну Сталин — и Сталин. Слишком явно выбранная им самим фамилия перекликается с его характером…
И да, конечно, это наверняка повлияло на выбор псевдонима. Но не так все было просто и очевидно. Во всяком случае, есть как минимум две версии.
- Первая: Сталин — это сокращенная фамилия Сталинский. Евгений Сталинский — самый известный тогда переводчик «Витязя в тигровой шкуре». Или, возможно, основой псевдонима стала фамилия другого человека — публициста, социал-демократа Евсея Сталинского.
- А вторая версия, что «джуга» в переводе на русский означает «сталь». Так что, Сталин — это как бы и есть Джугашвили, на русском. Хотя в Википедии утверждается, что эта версия основана на неверном переводе…Реклама
Проще с известной партийной кличкой Коба. Хотя нет, не проще, поскольку и тут версий, как минимум, две.
Наверное, больше распространена литературная: Коба — имя разбойника (точнее, мстителя) в одном из романов Александра Казбеги. Вроде бы персонажа романтического и благородного, этакого местного Робин Гуда.
Вторая версия — историческая: Коба — сокращение от имени Кавада I, иранского шаха, правившего в конце V и в первой половине VI века, в чьи владения входила и часть Грузии.
Но если так, то куда важнее то, что Кавад I был сторонником маздакизма — религиозного учения, в числе прочего проповедовавшего идеи всеобщего равенства.
Важно, что Коба (не Сталин, а литературный персонаж), даже будучи вынужден убить, делает это с сожалением. Это вполне могло импонировать Иосифу Джугашвили, до поры вовсе не отличавшемуся жестокостью.
Но, пожалуй, образ царя-коммуниста был все-таки куда ближе большевику начала ХХ века, нежели образ абрека-одиночки, пускай и движимого самыми благородными побуждениями.
Приводят еще аргумент, что Кавад I вел внутриполитическую борьбу. Его свергли в результате заговора, он бежал из тюрьмы и вернул себе трон. В общем, будущий Сталин видел в нем себя… По-моему, это чушь.
Прозвище Коба — раннее, тогда Сталин никак не мог претендовать ни на какой «трон» хотя бы потому, что до революции было, как минимум, 14 лет, до занятия высших постов в государстве — более 20 (Иосиф Виссарионович становится Кобой в 1903 году). И социал-демократы и не предполагали, что сумеют прийти к власти в обозримом будущем.
Такая же хронологическая неувязка опровергает популярную версию о связи псевдонима Ленин с известным Ленским расстрелом, когда вызванные для подавления «бунта» войска расстреляли бастующих рабочих Ленских золотых приисков.
Это было бы логично, вот только Ленский расстрел произошел на лет десять позже, чем Ильич впервые подписался Лениным. Точнее, вроде бы Николаем Лениным. Равно как и неизвестно, в честь какой женщины Ильич мог бы назваться Лениным.
И скорее всего, верна самая прагматичная версия: под именем Николая Егоровича Ленина вождь эмигрировал, поскольку именно на это имя был выписан выкраденный для него товарищами паспорт.
Сам Николай Ленин вроде был в это время серьезно болен. И ушел из жизни задолго до революции. Не узнав, что его имя будет столь прославлено (и это я говорю без малейшей иронии!). А ведь был, вероятно, уважаемым человеком, дворянином и помещиком, уж точно совершенно лояльным к власти…
Впрочем, есть еще вариант объяснения, данный племянницей Ильича Ольгой Дмитриевной: Ленин, действительно происходящее от названия реки Лены, перекликается с одним из псевдонимов Плеханова — Волгин.
Вообще Ленин, наверное, рекордсмен среди революционеров по числу прозвищ и псевдонимов. Их у него было больше сотни. В том числе Дядя, Вильям Фрей, И. Фрей, Николай Ильин, Н. Л-н, Карпов…
И самый первый (1890-х годов) из псевдонимов — К. Тулин (видимо, от тулиться — быть незаметным). Или, например, псевдоним Петербуржец — по месту жительства с 1893 года.
Другой псевдоним — В. Ильин, образованный от отчества. Кстати, это совершенно нормальный способ образования фамилий вообще: от отчества или от места жительства.
Зачем так много прозвищ? Для конспирации. Тем более Ленину, отличавшемуся высочайшей работоспособностью, публиковавшему множество работ, статей и еще больше писавшему писем.
И с одной стороны, нужно как-то обозначить авторство — но так, чтобы затруднить идентификацию правоохранительными органами. А с другой — наверное, нехорошо, если, условно говоря, половину материалов в газете пишет один человек. Вот псевдонимы и позволяют разнообразить авторство, «расширить» круг корреспондентов.
И здесь псевдонимы могли подбираться под тематику статей: Мирянин, Не-депутат, Скептик, Правдист. Нередко он подписывался и попросту инициалами или сокращенной фамилией: типа В. И., В. И-ин, В. Ил. — видимо, все от фамилии Ильин.
А вот часто упоминаемого в Интернете прозвища Шкворень я в списке ленинских псевдонимов и кличек не нашёл. Не скажу, что его не было, но… Может быть, это не партийный и не литературный псевдоним, а народное прозвище, которое сам Ильич не использовал?
Шкворень — ось вращения шарнира. Может, так вождя назвали какие-то рабочие? Примечательно: после революции Ленин вроде бы пытался избавиться от этого своего главного псевдонима, в котором отпала надобность.
Все же знают знаменитую двойную подпись: Ульянов (Ленин). Или (Н. Ленин). Но — не зашло, слишком он был уже известен как Ленин. Избавиться удалось разве что от инициала «Н», так что осталось всем известное Владимир Ульянов (Ленин).
Самая же распространённая партийная кличка Ленина — Старик. По распространённой версии, данная ему, поскольку тот всегда выглядел старше своих лет. Или по другой версии — за привычку объяснять что-то нравоучительным тоном.
Наконец, как вспоминал Глеб Кржижановский:
За непомерный лоб и большую эрудицию.
Занятно, что Стариком звали, правда, позже, еще и Льва Давидовича Троцкого. Но видимо, товарищи по борьбе ухитрялись их не путать. Перо — другое прозвище Троцкого, яркого писателя и прекрасного полемиста.
А вот происхождение псевдонима Троцкий не типично. Фамилию он позаимствовал у то ли одного из одесских жандармов, арестовывавших юного Лейбу Бронштейна, то ли у отличавшегося особым рвением тюремного надзирателя.
И теперь для всех фамилия ревностного стража самодержавия связана с фигурой наиболее непримиримого и радикального революционера. Это, по-моему, изощренный и ироничный способ мести.
И, кстати, третья причина использования псевдонимов: взять русское или просто более удобное в среде рабочих имя.
В революционном движении участвовало множество евреев, и это абсолютно нормально: евреи в Российской империи подвергались дискриминации, причём официально. А рабочая и крестьянская среда, в которой велась революционная агитация, была по большей части русской или русскоязычной. Отсюда и выбор русских псевдонимов.
Хотя, конечно, до революции псевдонимы служили прежде всего, конспиративным целям. Да и не только евреи брали русские имена. Россия — многонациональная империя.
К примеру, известный революционный деятель Мартын Иванович Лацис — на самом деле, Янис Фридрихович Судбрас. Ничуть не еврей, а совсем даже латыш. И его псевдоним, собственно, и есть «läti», Латис, «латыш». То есть особо не раздумывал, а просто использовал свою национальность для псевдонима.
Схожее происхождение и у фамилии Максима Максимовича Литвинова (он же Меер-Генох Моисеевич Валлах), уроженца Гродненской губернии — то есть исторической Литвы. Вначале это был один из ряда псевдонимов, превратившийся в фамилию, под которой его, наркома иностранных дел, узнал весь мир.
А вот Лев Борисович Розенфельд позаимствовал фамилию у жены, в девичестве Штейн. Позаимствовал, перевёл на русский и стал… Каменевым. И абсолютно по-русски, и звучит твердо и веско.
Но партийные псевдонимы использовали и самые что ни на есть великороссы и малороссы.
Так, Сергей Миронович Киров (использовавший также клички Серж и Миронов) и Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин) — русские. Так что их псевдонимы — прежде всего, конспиративные.
Киров — более звучно, чем родная фамилия Костриков. Образована же фамилия, вероятно, от имени царя Кира Великого. Получается примечательно: друзья Сталин и Киров, оба, образуют свои партийные псевдонимы от имён древних царей.
А, к примеру, Вячеслав Михайлович Скрябин сменил фамилию сразу по двум причинам.
- Первая: фамилия Молотов звучит и жёстче (вполне созвучно со «Сталин»), и по-пролетарски.
- Вторая же причина более веская: Вячеслав Михайлович то ли имел небольшой дефект дикции, то ли просто в минуты волнения начинал заикаться. И фамилия Скрябин, начинающаяся с трех согласных, была несколько сложна для него при произношении.
Так что все просто, хотя и не всегда очевидно.
А вот выяснить происхождение псевдонима Зиновьев оказалось затруднительно. Нет, есть старая русская фамилия Зиновьевы, происходящая от литовского Зенович или Зинович. Но они не имеют отношения к Овсею-Гершу Ароновичу Радомысльскому, как раз и известному нам под именем Григория Евсеевича Зиновьева.
Взятое им имя Григорий было одним из его партийных прозвищ. А вот фамилия… я не сумел найти ничего о ее происхождении. Мелькнуло где-то в Сети допущение, что этот псевдоним взят в честь какой-то женщины по имени Зина. Но там же отмечалось, что ни о какой Зинаиде в жизни этого революционера неизвестно.
Впрочем, не совсем! Одна Зина известна: Зла́та Ио́новна Ли́лина, его вторая жена. Ее партийный псевдоним Зина Левина… Может, псевдоним Григория Радомысльского образован и не от ее имени, но других-то вариантов лично я не обнаружил.
И наконец такая знаковая фигура, как Симон Аршакович Тер-Петросян. Революционер, активист, занимавшийся и ограблениями, и контрабандой оружия для нужд партии, не раз бежавший из тюрем.
Его партийный псевдоним не был выраженно великорусским, не выражал идею, не был связан с малой родиной.
Псевдоним Камо был некогда детским прозвищем:
Ещё тогда, я учился в горийском городском училище, меня товарищи в насмешку называли «Каму» за то, что я неудачно отвечал один раз по-русски, на вопрос учителя вместо «чему», я сказал «каму».
Вот и стал он навсегда Камо, под этим именем и войдя в историю.