Когда впервые в медицинской практике был применен хлороформ?

Реклама
Грандмастер

12 ноября 1847 года, 160 лет назад, в университете Эдинбурга профессор Джеймс Симпсон пригласил студентов и преподавателей, а также представителей общественности города на необычную операцию. Впрочем, сама операция не представляла особой уникальности — Симпсону, который являлся одним из лучших врачей-акушеров, предстояло произвести внутренний поворот плода за ножку. Но впервые в истории медицины операция была произведена с применением в качестве наркоза паров хлороформа.

Операция прошла на «ура» — будущая роженица, впав в забытье, не почувствовала никакой боли. А о том, как прореагирует на эту операцию будущий младенец, тогда никто особо и не задумывался. К счастью, девочка, которую назвали Анестезией, родилась здоровенькой, что дало повод англичанкам рассматривать хлороформ как чудесное избавление от родовых мук.

Реклама

Досужие репортеры поинтересовались у профессора, как ему удалось открыть чудесные свойства паров хлороформа? На что Симпсон, не скрывая улыбки, ответил, что не далее, как неделю назад, точнее 4 ноября, он с двумя своими ассистентами случайно вдохнул пары этой бесцветной жидкости, правда, в небольшой дозе. Все три доктора после «вдоха» некоторое время шутили и смеялись, так как почувствовали, что у них в мозгу «отпускает» рецепторы, отвечающие за сдержанность и серьезность. Но долго шутить не пришлось: спустя некоторое время все трое повалились на пол и заснули крепким сном.

Джеймс Симпсон
Фото: en.wikipedia.org

Потом последовал еще ряд экспериментов, после чего Симпсон и решился на публичную демонстрацию нового способа анестезии. Кстати, до этого момента в медицине, как впрочем и самим Симпсоном, применялся обычный эфир, который был «неудобен» в силу ряда своих свойств. Во-первых, из-за неприятного запаха, а во-вторых, из-за того, что иногда легко взрывался в воздухе. Учитывая то обстоятельство, что в холодной сырой Англии операционные часто отапливались с помощью каминов, существовала опасность взрыва.

Реклама

Спустя неделю после удачной операции с применением паров хлороформа профессор Симпсон (это звание он получил еще в 28-летнем возрасте) тут же опубликовал научную статью, чем и обеспечил себе пальму первенства. Ибо не прошло и нескольких дней, как поступило сообщение из французского Страсбурга о том, что, мол, некий врач по фамилии Седилло применил пары хлороформа несколько раньше, чем эдинбургский профессор. Но в науке зачастую бывает так: кто первый встал, того и тапки…

Серьезный урон применению хлороформа как средства анестезии нанесло нашумевшее дело о загадочной смерти пятнадцатилетней девочки Ханны Гринер во время небольшого хирургического вмешательства по поводу вросшего ногтя на пальце стопы. Она уже обращалась к врачу по поводу операции на другой стопе, и тогда, после применения диэтилового эфира, вполне благополучно все перенесла.

Реклама

А тут при первом вдохе паров хлороформа девушка потеряла сознание и уже более не пришла в чувство. Случилось это спустя ровно 2,5 месяца, 28 января 1848 года.

На какое-то время хлороформ впал в опалу, и только решимость правящей в то время Великобританией королевы Виктории, которая решилась применить именно хлороформ во время родов (королева произвела на свет сына Леопольда) в 1853 году открыл новую эру в истории применения данного химического соединения. «Золотой век» хлороформа продолжался около 50 лет.

Не могу умолчать и о первооткрывателях хлороформа. Впервые он был синтезирован Сэмюэлем Гатри (или Гаутри, как кому нравится) за 16 лет до триумфа Симпсона, в 1831 году в качестве растворителя каучука. А спустя несколько месяцев это вещество синтезировали независимо от Гатри и друг друга знаменитый немецкий химик Юстус фон Либиг, профессор Гиссенского университета и француз Евгений Субрейн. А название «хлороформ» веществу в 1834 году дал другой француз со знаменитой фамилией Дюма. Его звали Жан-Батист. Кстати, название — ни что иное, как сложение химического элемента «хлор» и «формакью» (или муравьиная кислота).

… Джеймс Симпсон скончался в 1870 году. Благодарные англичанки выложили весь путь от дома, в котором жил профессор, до Вестминстерского аббатства, где он был похоронен, красивыми цветами. Их насчитали около 30 тысяч…

Реклама