Так начался один из множества концертов прошлогоднего мирового турне Depeche Mode — группы-загадки, породившей вокруг себя пустыни сплетен, явившихся отцами музыкального направления synth-pop.
По еще не подтвержденной мной информации именно они явились основоположниками создания миксов к уже написанным композициям. Благодаря этому сегодня выпущено уже более сотни альбомов группы. В далеком 1976, когда группа только начала собираться, мир едва начинал познавать электронную музыку.
Многие мэтры электронной музыки всех направлений начали творить приблизительно в то же время. Легендарные Tangerine Dream, Kraftwerk, Jean Michelle Jarre, Klaus Shultze начинали даже раньше, в начале 70-х. Но все же в истоках Depeche Mode лежала не рафинированная электроника, а стиль диско. Представив его миру в синтезаторном звучании, они всколыхнули последние сложившиеся устои в музыке тех времен. Начиналась новая эра в музыке.
Подуставшая толпа без сговора хором напевала мотив припева «New Life» — композиции 1981 года. Свет над стадионом погас, и несколько минут лишь гул напева парил над головами собравшихся. Яркая вспышка прожектора вырвала из сумрака одинокую фигуру на сцене.
Мартин, душа группы, композитор и автор слов множества их творений, с гитарой направлялся к микрофону. Поблагодарив публику, он сообщил, что «New Life» — это первая песня, которую они официально написали и выпустили. Затем последовало божественное исполнение unplugged. Ошарашенно я слушал, поражаясь, как можно из простой электронной танцевальной мелодии сделать романтически-печальную вещь, от которой глаза у многих оказались на мокром месте.
Мартин Гор (Martin Lee Gore, род. 1961)
Никто не знает, как бы сложилась судьба группы в 1982 году, не уйди из нее Винсент Кларк, основной на тот момент композитор DM. Засучив рукава, Мартин взял авторство песен в свои руки. Вы будете поражены музыкой и словами Гора. Они могут заставить вас впасть в депрессию, воодушевиться на подвиг, раздавить и в считанные секунды вознести на небеса. Многие музыканты не скрывают того, что песни Мартина имели на них поразительное влияние. Такому влиянию обязано появление не одного десятка трибьютов
Тексты песен Мартина — под стать музыке. Романтически печальные сменяются рассуждениями о жизни и даже издевательскими над христианскими святынями. 1984 год шокировал публику появлением «Blasphemous Rumours» — песни, суть которой — в несправедливости Бога по отношению к тем, кто лишь начинает жить. В том же году песня была запрещена для вещания на большинстве радиостанций США, Великобритании и множества других стран. Но песня оказывает ошеломляющее действие на музыкантов всего мира еще не один год после своего выхода. В 1991 году лирически аналогичную песню («Шутник») выпускает никому тогда еще неизвестная российская группа «Технология». Еще не раз возвращаясь к подобным приемам, Гор не перестает слишком уж вольно рассуждать на религиозные темы до сих пор (яркий пример —
Дэйвид Гэан (David Gahan, род. 1962)
В то время как заботливые мамы городка Эппинг английского графства Эссекс любовно заворачивали чадам бутерброды в школу, приговаривая «…и ради Бога, держись подальше от этого Гэана!», Дэйвид в свои 14 уже панковал вовсю, угонял автомобили, граффитил стены маленького городка, покуривал травку и слушал Sex Pistols… Об этом человеке, как и о Мартине, можно рассказывать бесконечно.
За годы существования группы Гэан стал ее символом, голосом и болью.
Удивительно завораживающий, срывающийся на хрипотцу голос Дэйва с годами стал выдержаннее, как дорогое марочное вино. Все взаимоотношения в группе, все взлеты и падения, радости и слезы не прошли без участия Дэйвида. Все, что происходит в его жизни, с поразительной точностью накладывает свой отпечаток на творчество
Эндрю Флетчер (Andrew Fletcher, род. 1961)
Если вы когда-нибудь вздумаете сказать о том, что Эндрю Флетчер никогда не играл главных ролей и вообще как-то серенько участвовал на заднем плане жизни группы, то поостерегитесь со словами. Связывая воедино все контрасты, существовавшие в группе, Энди за долгие годы стал ее стержнем, вокруг которого сплотились сложные и разные Мартин и Дэйвид. Не обладай Флетчер такими исключительными психологическими качествами — можно было бы с уверенностью констатировать скорую кончину группы после любой из постоянных стычек ее участников. Становясь кем угодно — то тихой гаванью в творческих и межличностных бурях этих двух людей, то объединяющим началом между ними, Энди никогда не забывал о своем предназначении в группе. И если Гэана можно представить лощеным арабским скакуном группы, то Флетчер во все времена являлся тяговой лошадкой, добросовестно трудящейся на музыкальной ниве и скромно пожинающей плоды головокружительного успеха и популярности. Истинный мастер своего дела, Энди виртуозно укладывает композиторские фантазии Мартина в канву, привычную для поклонников группы.
Разнообразие стилей творчества Depeche Mode до сих пор затрудняет меня в выборе: задумываясь об отнесении их к тому или иному направлению, я чаще всего прихожу к двум словам — «electronic» и «alternative». Этими словами можно описать то, что уже более четверти века творит эта неувядающая группа, идущая в ногу со своим названием (наиболее распространенным и адаптированным является перевод «Уходящая мода»). Только вот как им это удается? Пусть многие говорят, что за модой не угнаться. Но Depeche Mode это опровергли уже не один раз.