Depeche Mode. Удается ли им успевать за уходящей модой?

Реклама

Разогрев публики был окончен. Timo Maas покинул сцену. Пауза в несколько минут заполнилась гулом предвкушающих благодарных слушателей. А их в тот июньский вечер 2006 года на варшавском стадионе Legii собралась не одна тысяча. Первые же звуки разрезали воздух лезвием знакомого мотива. Публика взревела. А в следующий момент я почувствовал, как одежда на моем теле начала вибрировать в такт музыке.

Так начался один из множества концертов прошлогоднего мирового турне Depeche Mode — группы-загадки, породившей вокруг себя пустыни сплетен, явившихся отцами музыкального направления synth-pop.

По еще не подтвержденной мной информации именно они явились основоположниками создания миксов к уже написанным композициям. Благодаря этому сегодня выпущено уже более сотни альбомов группы. В далеком 1976, когда группа только начала собираться, мир едва начинал познавать электронную музыку.

Реклама

Многие мэтры электронной музыки всех направлений начали творить приблизительно в то же время. Легендарные Tangerine Dream, Kraftwerk, Jean Michelle Jarre, Klaus Shultze начинали даже раньше, в начале 70-х. Но все же в истоках Depeche Mode лежала не рафинированная электроника, а стиль диско. Представив его миру в синтезаторном звучании, они всколыхнули последние сложившиеся устои в музыке тех времен. Начиналась новая эра в музыке.

Подуставшая толпа без сговора хором напевала мотив припева «New Life» — композиции 1981 года. Свет над стадионом погас, и несколько минут лишь гул напева парил над головами собравшихся. Яркая вспышка прожектора вырвала из сумрака одинокую фигуру на сцене.

Реклама

Мартин, душа группы, композитор и автор слов множества их творений, с гитарой направлялся к микрофону. Поблагодарив публику, он сообщил, что «New Life» — это первая песня, которую они официально написали и выпустили. Затем последовало божественное исполнение unplugged. Ошарашенно я слушал, поражаясь, как можно из простой электронной танцевальной мелодии сделать романтически-печальную вещь, от которой глаза у многих оказались на мокром месте.

Мартин Гор (Martin Lee Gore, род. 1961)
Никто не знает, как бы сложилась судьба группы в 1982 году, не уйди из нее Винсент Кларк, основной на тот момент композитор DM. Засучив рукава, Мартин взял авторство песен в свои руки. Вы будете поражены музыкой и словами Гора. Они могут заставить вас впасть в депрессию, воодушевиться на подвиг, раздавить и в считанные секунды вознести на небеса. Многие музыканты не скрывают того, что песни Мартина имели на них поразительное влияние. Такому влиянию обязано появление не одного десятка трибьютов

Реклама
DM. Именно появление трибьютов говорит о высшем признании группы в качестве мастеров и учителей среди обитателей музыкального мира.

Тексты песен Мартина — под стать музыке. Романтически печальные сменяются рассуждениями о жизни и даже издевательскими над христианскими святынями. 1984 год шокировал публику появлением «Blasphemous Rumours» — песни, суть которой — в несправедливости Бога по отношению к тем, кто лишь начинает жить. В том же году песня была запрещена для вещания на большинстве радиостанций США, Великобритании и множества других стран. Но песня оказывает ошеломляющее действие на музыкантов всего мира еще не один год после своего выхода. В 1991 году лирически аналогичную песню («Шутник») выпускает никому тогда еще неизвестная российская группа «Технология». Еще не раз возвращаясь к подобным приемам, Гор не перестает слишком уж вольно рассуждать на религиозные темы до сих пор (яркий пример —

Реклама
«John the Revelator» 2005 года). Можно смело утверждать, что подобные песни стали атрибутом DM.

Дэйвид Гэан (David Gahan, род. 1962)
В то время как заботливые мамы городка Эппинг английского графства Эссекс любовно заворачивали чадам бутерброды в школу, приговаривая «…и ради Бога, держись подальше от этого Гэана!», Дэйвид в свои 14 уже панковал вовсю, угонял автомобили, граффитил стены маленького городка, покуривал травку и слушал Sex Pistols… Об этом человеке, как и о Мартине, можно рассказывать бесконечно.
За годы существования группы Гэан стал ее символом, голосом и болью.

Удивительно завораживающий, срывающийся на хрипотцу голос Дэйва с годами стал выдержаннее, как дорогое марочное вино. Все взаимоотношения в группе, все взлеты и падения, радости и слезы не прошли без участия Дэйвида. Все, что происходит в его жизни, с поразительной точностью накладывает свой отпечаток на творчество

Реклама
DM, включая лирику, музыку. Два неудачных брака Дэйвида, героиновая зависимость, передозировка и чудом спасенная реаниматологами службы спасения жизнь в 1996 дает повод Дэйву переосмыслить кое-что о своем существовании в этом мире. Курс реабилитации, третий брак (на этот раз удачный) — и уже практически ничего, кроме песни 1997 года «Sister of Night», не напоминает нам о перенесенных Гэаном испытаниях.

Эндрю Флетчер (Andrew Fletcher, род. 1961)
Если вы когда-нибудь вздумаете сказать о том, что Эндрю Флетчер никогда не играл главных ролей и вообще как-то серенько участвовал на заднем плане жизни группы, то поостерегитесь со словами. Связывая воедино все контрасты, существовавшие в группе, Энди за долгие годы стал ее стержнем, вокруг которого сплотились сложные и разные Мартин и Дэйвид. Не обладай Флетчер такими исключительными психологическими качествами — можно было бы с уверенностью констатировать скорую кончину группы после любой из постоянных стычек ее участников. Становясь кем угодно — то тихой гаванью в творческих и межличностных бурях этих двух людей, то объединяющим началом между ними, Энди никогда не забывал о своем предназначении в группе. И если Гэана можно представить лощеным арабским скакуном группы, то Флетчер во все времена являлся тяговой лошадкой, добросовестно трудящейся на музыкальной ниве и скромно пожинающей плоды головокружительного успеха и популярности. Истинный мастер своего дела, Энди виртуозно укладывает композиторские фантазии Мартина в канву, привычную для поклонников группы.

Реклама

Разнообразие стилей творчества Depeche Mode до сих пор затрудняет меня в выборе: задумываясь об отнесении их к тому или иному направлению, я чаще всего прихожу к двум словам — «electronic» и «alternative». Этими словами можно описать то, что уже более четверти века творит эта неувядающая группа, идущая в ногу со своим названием (наиболее распространенным и адаптированным является перевод «Уходящая мода»). Только вот как им это удается? Пусть многие говорят, что за модой не угнаться. Но Depeche Mode это опровергли уже не один раз.

Реклама