Будущий режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский родился в селе Завражье Ивановской области 4 апреля 1932 года. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву, а когда мальчику было 3 года, отец оставил семью. Детей вытянула на своих плечах мама, Мария Ивановна, работавшая корректором в типографии (помните фильм «Зеркало»?).
В самом начале войны Мария вывезла сына и дочь в Юрьевец Ивановской области, на Волгу, к своей семье. В 1943 году они вернулись в Москву.
В 1954 году Андрей Тарковский подал заявление во ВГИК и попал в мастерскую Михаила Ромма. Учился он во времена хрущевской «оттепели», когда застой последних лет жизни Сталина сменился эмоциональным подъемом, надеждой на слом старых идеологических рамок.
Во время учебы и сразу после выпуска он снял несколько короткометражных фильмов. А в 1962 году на экраны СССР вышел фильм «Иваново детство» — первая его полнометражная лента, снятая по повести Богомолова «Иван».
И повесть, и снятый по ней фильм — чудовищно правдивое описание войны. Смертельный лик войны, переломавшей жизнь и судьбу маленького мальчика, смыслом существования которого стало убить как можно больше немцев. Уже одного этого фильма достаточно, чтобы режиссер и сценарист был признан одним из лучших киномастеров мира всех времен и народов. А Тарковский продолжал творить все новые и новые шедевры.
В 1966 году вышел его «Андрей Рублев» — великолепный, пронзительный фильм о творце и страшном времени, в котором ему пришлось жить и творить. Помните?
Времена не выбирают, в них живут и умирают…
А как жить гениальному художнику, если его страна раздирается кровавыми междоусобицами, людей убивает то голод, то мор, если даже просто жить иногда, кажется, невмоготу? Великолепная актерская группа превосходно сыграла те страшные времена, показав, что всегда остается надежда, всегда есть место самопожертвованию, храбрости, искусству, какой бы страшной ни была жизнь.
А затем были «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» — великие картины, обогнавшие свое время и заставившие других деятелей кино равняться на них. Каждая из этих картин стала вехой в развитии кино.
Увы, тупая советская бюрократия здорово мешала его творчеству. Большим чиновникам от кино тогда казалось, что, мол, «художников много, а Главначпупс — один!». Не умея работать сами, они мешали работать другим.
В 1983 году Тарковский был уволен с «Мосфильма» с формулировкой «за прогул». В том же году его пригласили в Лондонский Королевский театр «Ковент-Гарден», поставить там пьесу «Борис Годунов». Сравнив работу в СССР и в Европе, Тарковский решил не возвращаться, продолжив работу над новыми картинами.
Увы, уже в 1985 году у него был диагностировал рак легких и в 1986 году он умер.
Был ли гениальный кинорежиссер и сценарист Андрей Тарковский хорошим человеком? Скорее нет, чем да.
- Он очень любил деньги. Возможно, это отзвук его тяжелого в материальном плане детства, когда всю семью на свою маленькую зарплату корректора тянула их мать.
- Он очень утилитарно относился к женщинам. В наш век толерантности его на Западе наверняка отлучили бы и от кино, и от общественной жизни — за то, как он относился к своим любовницам.
- В быту он был ужасным матершинником.
Но разве это в нем главное?..
Известно, что Пушкин был бабником, а Достоевский — страстным игроком… И все равно стихи Пушкина будут жить столько, сколько жив русский язык, как и романы Достоевского.
Точно так же на фильмах знаменитого режиссера будут учиться будущие кинематографисты, пока снимают фильмы. А простые люди будут их смотреть, пока есть Россия.