14 апреля 2022 года исполняется 160 лет со дня рождения политика и реформатора Петра Аркадьевича Столыпина. Из курса истории мы знаем, что он был председателем совета министров и министром внутренних дел во времена правления
В советских учебниках о нём вообще упоминали вскользь и, мягко говоря, далеко не лестно: называли его «заслугами» введение военно-полевых судов, так называемых «столыпинских галстуков», разорение крестьянских общин, укрепление благосостояния помещиков
Если отбросить всю политическую «мишуру» и заглянуть в самую суть души, можно понять, чем жил и о чём мечтал Пётр Аркадьевич, в первую очередь, как гражданин и патриот своей Отчизны. Лучше всего об этом пишет Мария фон Бок, дочь политика, в своей книге воспоминаний. Читая её, понимаешь, что ему не были чужды общечеловеческие качества.
Столыпин рано женился, будучи ещё студентом университета. Но это не помешало ему пронести свои чувства к жене через всю жизнь. Его супругой стала правнучка великого полководца Суворова — Ольга Нейдгардт. Когда родилась первая дочь Мария, он стал нежным и заботливым отцом. Уделял много времени её воспитанию и задушевным разговорам со своей любимицей.
Судя по воспоминаниям Марии, она больше доверяла свои переживания и секреты отцу, была более близка с ним духовно, чем с матерью. Столыпин не баловал, не нежил дочку. Когда она подросла, вопреки протестам матери, он купил ей лошадь и обучил её верховой езде.
Прошли годы, и в семье Столыпиных родились ещё 4 дочери и долгожданный сын Аркадий. Между двумя старшими дочерьми была довольно большая разница в возрасте. Это дало возможность родителям обустроить свой семейный быт, как говорится, «встать на ноги», чтобы прокормить семью. Такая незначительная черта говорит об умении Столыпина выстраивать четкие планы на будущее, чтобы не попасть в тяжёлую жизненную ситуацию.
Мария описывает очень интересные моменты общения Петра Аркадьевича с простыми крестьянами. Он вёл разговор с ними на равных, расспрашивал о хозяйстве, собранном урожае. Каждый год семья Столыпиных устраивала праздник для них, где гости угощались за прекрасно накрытым столом, а потом хозяева раздавали подарки, в том числе платки и сарафаны, сшитые Ольгой и дочерьми лично. Слухи об этом пиршестве распространялись далеко за пределы владений Столыпиных, поэтому часто приходили крестьяне и из соседних деревень, и их тоже не обижали, держа в запасе лишние подарки на такой случай.
Пётр Аркадьевич начинал свою карьеру с предводителя дворянства в Ковенском уезде (Литва), затем стал губернатором Гродненской губернии, а затем и Саратовской, считавшейся одной из самых неблагонадёжных по революционным демонстрациям и бунтам. Но где бы ему ни приходилось жить по долгу службы, в первую очередь, он налаживал отношения с крестьянами, лично занимался сельскохозяйственными делами и нуждами.
Эту удивительная любовь к земле и всему, что с ней связано, Столыпин пронёс через всю свою жизнь. Неслучайно, будучи председателем совета министров, он занимался продвижением именно аграрной реформы, тем самым пытаясь наладить жизнь простого крестьянина. Удивительно, что Столыпин никогда не был голословен. Он старался по возможности доказать пользу своих решений личным примером. Например, когда был открыт Крестьянский банк, Пётр Аркадьевич одним из первых продал часть своей земли ему.
Столыпин понимал, что благополучие России зависело от благополучия самого многочисленного слоя населения — крестьянства, поэтому, занимаясь реформированием, он делал ставку на них. В то время была напряжённая революционная ситуация в России. Столыпин, как талантливый тактик, первым делом, стал «разрушать» крестьянские общины. Тем самым он «зрил в корень», нанося удар именно в самую суть революционной идеологии.
Если принять во внимание, что главной задачей революционных партий было расшатать стабильность страны, поднять крестьян, разжечь бунты по всей России, то уничтожение общины было равносильно разрушительному удару по самой сути бунтарской идеологии. Наладив своё личное хозяйство, сытый крестьянин вряд ли пошёл бы войной на помещика, ведь ему уже было что терять. Не зря негласным девизом «радетелей за народ» была фраза «чем хуже, тем лучше!». Получается, что революция бы захлебнулась…
Становится ясно, почему члены радикальных партий просто ненавидели Столыпина и организовали на его жизнь 11 покушений. Он отнимал у них хлеб!
Заботясь об улучшении жизни крестьян, Пётр Аркадьевич организовал процесс переселения их семей в Сибирь. Конечно, в то время у любого русского человека Сибирь ассоциировалась с каторгой. Но если принять во внимание, что новосёлы получали неограниченное количество плодородной земли и какую-никакую волю, то приложив старание, они могли снимать рекордные урожаи зерна. Только тунеядцы умудрялись там голодать.
Впечатляет, что даже в этом вопросе Пётр Аркадьевич проявил лучшие свои качества «отеческой» заботы. Он лично отправился проведать переселенцев на новом месте. Наверное, у него было светло на душе, когда в каждом селе перед взором вставали крепкие избы, на лугах гуляла сытая и ухоженная скотина, а бескрайние пашни тянулись к горизонту. Жители хвалились достижениями в сборе зерна и угощали своего радетеля свежим душистым караваем. Ведь всегда же приятно видеть результаты своих стараний!
Вообще Столыпин не страдал тщеславием. Некоторые его завистники вспоминали, что он в своей карьере пользовался покровительством придворных служащих, но внимательно изучив его биографию, понимаешь, что человек с такой честью и совестью скорее стал бы простым чиновником в уездном городе, чем воспользовался бы связями.
Некоторых его современников очень волновал вопрос: как из предводителя дворянства за столь короткий срок Столыпин поднялся до председателя совета министров, к тому же заслужил симпатию и полное доверие императора? Но никто не задумывался, чего ему это стоило.
В 1903 году, как твёрдому и волевому человеку, Столыпину доверили пост губернатора Саратовской губернии. Там была очень взрывоопасная политическая ситуация. Почти каждый день он получал вести о крестьянских поджогах имений, убийствах помещиков. Иногда доходило даже до осквернения церквей.
Столыпин лично выезжал на место происшествия, вопреки уговорам жандармов, он шёл в самые опасные сборища и произносил свои наставительные речи. Обращаясь к народу, Пётр Аркадьевич пытался открыть им глаза на подстрекателей. Своим твёрдым уверенным голосом и вразумительными доводами он снимал накал в толпе. Что интересно, он никогда не наказывал простых крестьян, зато «ходокам в народ» доставалось. Их отдавали военно-полевым судам.
С другой стороны, обладая талантом убеждения и великолепными ораторскими качествами, Столыпин иногда чувствовал себя неуверенно, даже недооценивая свои блестящие организаторские способности. Он отказывался принять пост председателя, пока царь лично не приказал ему. А однажды Пётр Аркадьевич признался, что считает свои руководительские способности не совершенными. Анализируя весь вклад Столыпина в развитие страны, понимаешь, насколько абсурдно его признание.