Искусство Эдуарда Мане: какие картины писал великий художник?

Реклама
Я сам не знаю, зачем я здесь. Все, что мы здесь делаем и видим, просто смешно. И натура, и освещение — все одинаково фальшиво!
Э. Мане о салонном искусстве Франции середины ХIХ века

Эдуард Мане, несомненно, является ярким и талантливым художником середины и второй половины ХIХ века. Его творчество — это интеллектуальная пища для раздумий критиков, писателей и поэтов, коллег по цеху и, конечно, самих зрителей его картин.

В произведениях Мане причудливо переплелись тенденции прошлого и будущего — академической школы и набиравшего силу импрессионизма, нового течения в живописи Франции. Можно сказать, что искусство живописи Мане наряду с работами Эдуарда Дега и Огюста Ренуара стало переходной ступенью от культуры Высокого Возрождения к культуре новейшего времени.

Э. Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Первые работы художника несли значительное влияние академизма. Таковы:

  • «Испанский гитарист», 1860, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
  • «Мальчик со шпагой» 1861, холст, масло., Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
  • «Матадор», 1866−1867, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и многие другие работы.
    Реклама

Прежде всего чувствовалось влияние таких титанов прошлого, как Д. Веласкеса и Ф. Гойи — корифеев испанской живописи. Примечателен тот факт, что за картину «Испанский гитарист» Мане получил одобрение строгого жюри Парижского салона в 1861 году. Все критики единодушно указывали на сходство этой картины с работами великих испанцев.

Реклама

В меньшей степени произведения Мане испытывали влияние знаменитого голландского мастера Ф. Хальса, французских живописцев О. Домье и Г. Курбе. Однако Мане не был бы Мане, если бы у него не было стремления перешагнуть через оковы официального искусства и создать что-то принципиально новое в живописи. Его работы «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863) превратились в настоящий вызов официальному искусству. Мане подвергся небывалой травле со стороны публики и прессы, а на его защиту встала небольшая группа художников и писатель Э. Золя.

Реклама

В благодарность за поддержку Золя в 1868 году Мане написал портрет великого классика. Именно в эти тяжелые годы у Мане появляются настоящие друзья: Курбе, Летро, Фантен-Латур, Бракемон, Уистер. Позже он познакомился с импрессионистами Клодом Моне, Ренуаром, Сислеем, Сезанном, Базилем.

Реклама

В 1866 году Мане становится главой художественного направления, получившего название «Батиньольская группа» — течение, активно противопоставившее себя салонному искусству. В этот период были написаны картины «Расстрел императора Максимилиана», 1868, литография; «Чтение», 1868, холст, масло, музей д’Орсэ, Париж; «Балкон» 1868−1869, холст, масло, Лувр, Париж; и другие.

Реклама

Этот период стал прологом к становлению Мане, как импрессиониста. Хотя импрессионисты считали Мане своим идейным вдохновителем, его творчество гораздо шире и не укладывается в рамки одного стиля. Импрессионизм Мане очень близок к живописи японских мастеров. Таковы его картины «На пляже», 1873, холст, масло, музей д’Орсэ, Париж; «В лодке», 1874, холст, масло, Новая пинотека, Мюнхен; и «Семья Моне в саду в Аржантее», 1874, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Реклама

Поиски собственного стиля в живописи Мане вел всю свою жизнь и неслучайно в середине 1870-х годов отошел от импрессионизма и вернулся к своему прежнему стилю.

К сожалению, рамки этой статьи не позволяют дать полный художественный обзор картин позднего периода творчества Моне, но на одной великолепной известной картине, картине всех времен и народов, хотелось остановиться подробнее.

Реклама

Картина «Бар в «Фоли-Бержер», 1882, холст, масло, Институт искусства Курто, Лондон. Здесь девушка печально и чуть рассеянно смотрит перед собой и выглядит совершенно отрешенной. Главная героиня — само воплощение грации и женственности. Девушка словно не принадлежит своему окружению, и это ощущение возникает от выражения ее нежного лица: мечтательного и грустного. Стойка бара одновременно ограждает ее от вульгарного мира обыденности и указывает на ее принадлежность к нему.

Это была одна из последних его работ и стала триумфом, вершиной творчества Мане. 19 апреля 1883 года художнику ампутировали ногу, а через одиннадцать дней он скончался в страшной агонии. Весь артистический Париж собрался проститься с великим художником.

Реклама