Джордж Истмен. Когда началась эпоха любительской фотографии?

Реклама
Грандмастер

В нынешнее время, время смартфонов с камерами, когда масса народу делает селфи, отсылая в Инстаграм многочисленные фото, подписанные «я завтракаю», «я стою на балконе», «мы с девчатами в кафешке», мало кто знает, когда именно фотография стала хобби множества любителей, а не работой профессионалов.

История фотографии началась в первой половине XIX века. Вначале экспозиция длилась много минут, но постепенно, по мере открытия более фоточувствительных материалов, время съемки сначала уменьшилось до единиц секунд, а затем и до долей секунды. Но долгое время фотоаппаратура и процесс проявки и фотопечати оставались очень сложными и дорогими, доступными только хорошо обученным профессиональным фотографам.

Но прошло время и 4 сентября 1888 года Джордж Истмен запатентовал свой пленочный фотоаппарат, пользоваться которым мог не только подготовленный профессионал-фотограф, но и обычный человек, путешественник, турист или просто прохожий, пожелавший «остановить мгновенье» при помощи небольшой фотокамеры.

Реклама

Кто же такой Джордж Истмен? Родился он 12 июля 1854 года в семье небогатого американского бизнесмена Джорджа Истмена. Здоровье его отца было довольно слабым, и в 1860 году он умер, после чего маме пришлось очень сильно постараться, чтобы семья выжила. Сам будущий

Реклама
изобретатель рано пошел работать, чтобы помочь матери.

Работал в страховой компании, в банке, изучал бухгалтерию. Постепенно, благодаря его усилиям, финансовое положение семьи наладилось. Настолько, что в 1878 году, в возрасте 24 лет, Джордж собрался в отпуск в Санто-Доминго. Ему пришла в голову фантазия купить фотоаппарат и заснять экзотические виды южной страны, чтобы было что показать дома, когда он вернется.

Однако купленному им фотоаппарату были нужны хрупкие фотопластинки, хранить которые в пути было очень сложно, да и сам он, вдобавок, был очень большим и неудобным для транспортировки. Прочитав инструкцию и попробовав носить тяжелое, громоздкое и хрупкое оборудование, Джордж поехал в отпуск без

Реклама
фотоаппаратуры, но очень сильно задумался над тем, как бы сделать фотокамеру легкой, а процессы съемки и печати фото — удобными и простыми для потребителя.

Идея любительской фотографии к тому моменту буквально витала в воздухе. Ведь если тысячи людей ездят в отпуска, то многие из них, видя красоты далеких от дома экзотических мест, захотят как-то зафиксировать их, чтобы, вернувшись, похвастаться друзьям и знакомым, где они отдыхали летом.

Реклама

Джордж Истмен придумал применять в фотографии не жесткие пластинки, а наносить фоточувствительную эмульсию на гибкую подложку. Так появилась фотопленка.

В 1888 году появился первый пленочный фотоаппарат, маленький шажок в технике, но гигантский прыжок в бизнесе. Ведь с поступлением в продажу этого продукта одновременно были открыты и ателье для проявки пленок и печати фотографий. Можно сказать, что появилась новая индустрия, туризм стал намного более привлекательным видом отдыха — теперь можно было не только посмотреть на новые и экзотичные страны, но снять интересные виды своей камерой, чтобы потом показывать их знакомым и друзьям.

Джордж Истмен оказался гением нового бизнеса, его лозунг «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем всё остальное» позволил во много раз поднять продажи нового, революционного для того времени продукта. Первый фотоаппарат «Кодак № 1» мог сделать 100 снимков на одну пленку. У него была постоянная выдержка и единственная диафрагма, которая обеспечивала четкость снимков, сделанных на расстоянии от 2,5 м до бесконечности.

Реклама

Снимок получался круглым. После того как в фотокамере заканчивалась пленка, надо было отправить фотоаппарат в фирму «Кодак», там печатали снимки и возвращали покупателю сделанные им фотографии и фотоаппарат, снова заряженный пленкой — всего за 10 долларов (тех долларов — конца XIX века).

Фирма Джорджа Истмена продолжала создавать все новые модели фотоаппаратов. В 1900 году была выпущена модель фотоаппарата Kodak Brownie, которая стоила всего 1 доллар, а пленка к нему — 15 центов. Версии этой модели продавались вплоть до 1970 года.

Джордж Истмен создал новый бизнес, он дал потребителю то, что ему было просто необходимо — вот только до изобретения люди не знали, что именно им столь необходимо. В истории XIX—XX вв. было всего несколько равноценных изобретений, открытий, затронувших весь мир, находок, распространившихся во все страны на всех континентах Земли.

Реклама