Валентин Иосифович Гафт родился в 1935 году в Москве. Еще в школьные годы начал участвовать в ученических любительских спектаклях, а затем поступил в Школу-студию МХАТ. В молодые годы он стал актером театра «Современник», куда его пригласил основатель театра и художественный руководитель Олег Ефремов, затем играл в Московском драматическом театре, в Театре имени Моссовета, а последние годы своей сценической деятельности он отдал Театру сатиры.
Мы же, зрители, знаем Валентина Гафта главным образом по его ролям в кино. Впервые актер появился в фильме 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте» Михаила Ромма. Вместе с ним в картине играли такие будущие звезды советского кино, как Евгения Козырева, Иннокентий Смоктуновский, Ростислав Плятт, Михаил Козаков, Николай Комиссаров, Максим Штраух, Георгий Вицин. Это была первая и большая роль, впоследствии актер снялся более чем в 150 фильмах, причем был ярким и незабываемым даже в эпизодических ролях.
Он был любимым актером Эльдара Рязанова и хотя не играл главных персонажей, но Рязанов всегда находил для Гафта особенные роли. Почему до рязановских комедий киноактера снимали в основном в эпизодах? Гафт сам ответил на этот вопрос:
— Я не играл больших ролей никогда: я со своей внешностью не соответствовал, так сказать, героям нашего времени. И только благодаря Эльдару Александровичу Рязанову я стал сниматься, у меня появились большие роли.
Незабываемы роли В. Гафта в любимых народом фильмах Эльдара Рязанова.
Кто не помнит его желчного руководителя гаражного кооператива из вымышленного НИИ «Охраны животных от окружающей среды» с его замечательными эпитетами: «Как ветеринар, я обещаю вам, прожорливый мой, заворот кишок».
А «правильный и принципиальный» коллега функционера Филимонова (Леонид Филатов) из фильма-фантасмагории «Забытая мелодия для флейты»?
А генерал Дубовицкий из «Старых кляч» с его незабываемыми, как эпиграммы самого актера, цитатами:
«Российский офицер денег с женщин не берет!»
«Главное — не посуда, а что в ней».
А полковник Покровский, командир гусарского полка из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»?
В созданном по собственной поэме фильме-спектакле «Сон Гафта», пересказанном еще одним недавно ушедшим от нас выдающимся режиссером Романом Виктюком, актер играл самого себя. Далеко не каждый может похвастаться, что о нем при жизни сняли художественный спектакль. Эта сложная, густонаселенная, к тому же написанная как поэма, фантасмагория была поставлена в театре «Современник» в 2010 году, а затем по ней был снят фильм.
Валентин Гафт сыграл в двух экранизациях булгаковского романа «Мастер и Маргарита». В первой, 1994 года (режиссер Юрий Кара), он играл самого «повелителя сил Тьмы» Воланда. Во второй, снятой режиссером Владимиром Бортко в 2005 году, он снялся в роли Иосифа Каифа, иудейского первосвященника или «человека во френче» (аллюзия на Берию).
Невозможно забыть его роли в таких любимых картинах, как «Жизнь Клима Самгина», «Чародеи», «Гонки во вертикали», «По главной улице с оркестром», «Здравствуйте, я ваша тетя!», и многих других. Валентин Гафт запоминался даже в самом коротком эпизоде.
Валентин Гафт — обладатель четырех орденов, Заслуженный, а затем Народный артист РСФСР, лауреат семи почетных премий России и медали памяти С. Михалкова.
Даже если отбросить все регалии и популярность актера на театральной сцене и на экране, все вышедшие из Советского Союза читатели ценят В. Гафта как поэта, прославившегося острыми эпиграммами, нередко выходящими за грань «приличного». Даже о смерти он едко пошутил:
Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм, и тебя сыграет Безруков.
Из ранних эпиграмм:
Татьяне Дорониной
Как клубника в сметане, Доронина Таня.
Ты такую другую поди поищи.
У нее в сочетанье тончайшие грани,
Будто малость «Шанели» накапали в щи.
Эльдару Рязанову
Переосмысливая заново
Картины Элика Рязанова,
Скажу: талант его растет,
Как и живот, им нет предела,
Но вырывается вперед
Его талантливое тело!Реклама
Своим друзьям и коллегам «по цеху» — театру «Сатиры»
Державин Ширвиндта заметил,
Благословил, но в гроб не лег,
Им равных не было в дуэте,
Их превзойти никто не мог.Ушел Державин в «Кабачок»,
Но Ширвиндт пережил разлуку.
Ему Миронов протянул
Свою «Брильянтовую руку».Любимцы публики, кумиры,
Без выходных играют дней.
Три мастера одной сатиры.
Одной и той же — так точней.
Из новых эпиграмм:
О себе
Гафт очень многих изметелил
И в эпиграммах съел живьем.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьем.
И, наконец, «Мосты» — стихотворение, звучащее как прощание:
Я строю мысленно мосты,
Их измерения просты,
Я строю их из пустоты,
Чтобы идти туда, где Ты.Мостами землю перекрыв,
Я так Тебя и не нашёл,
Открыл глаза, а там… обрыв,
Мой путь закончен, я — пришёл.
Светлая память великому актёру! Он останется с нами навеки в своих ролях и стихах.