Родился Давид Давидович в 1882 году в глухой сельской глубинке под Харьковом. Семья постоянно переезжала, юный Бурлюк сменил несколько школ и училищ. Уже в юном возрасте мальчик интересовался живописью, поэтому решил поступать в художественный.
Окончив Одесское училище, провалил экзамены в Академию художеств, после чего отправился в Европу — Мюнхен, а затем Париж. Именно во французской столице ему удалось познакомиться с новыми авангардными течениями.
Вернувшись в российскую столицу в 1907 году, Бурлюк вместе со своим братом Владимиром начинает продвигать в родной стране стиль футуризма. Им была основана группа «Гилея», которая позже стала объединением кубофутуристов.
Внешний вид Давида Бурлюка — эпатажный, запоминающийся. Он носил драповое пальто с длинным ворсом и монокль на стеклянном глазу.
С 1911 года он обучается в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там Давид знакомится с юным Маяковским и становится его наставником и учителем. Бурлюк оказал юному поэту очень большую моральную поддержку, а также спонсировал и деньгами. Маяковский так и писал в своих воспоминаниях:
Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая.
Бурлюк ведет активную общественную и творческую жизнь, Василий Кандинский называет его «Отцом российского футуризма». Это имя прочно укрепилось за поэтом и живописцем. Существует даже премия для продолжающих традиции футуризма поэтов — Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.
В 1914 г. живописца отчисляют из вуза по причине его незаконной пропаганды левого искусства, поэтому он уезжает под Уфу, где наслаждается жизнью в глубинке и пишет картины в стиле русского искусства. В то время шла Первая мировая война, но Бурлюка она не коснулась, потому как в армию его по состоянию здоровья не взяли.
Проведя в Уфимской губернии несколько лет, Бурлюк возвращается в Москву, а там чуть не лишается жизни в результате погромов. Поэтому Давид Давидович решил вернуться в Уфу, а оттуда ехать дальше, по городам Башкоторстана, Урала, Сибири, до Дальнего Востока и самой Японии.
Специалисты по истории искусства говорят, что именно Бурлюк стоял у истоков японского футуризма. Плодотворная художественная деятельность позволила ему заработать достаточно денег для того, чтобы переехать с семьей в Америку в 1922 году. Там он и жил до своей кончины в 1967 году, плодотворно занимаясь художественной и литературной деятельностью.
Он не забывал о родине, посылая свои работы на выставки советских живописцев-авангардистов. К сожалению, литературные произведения Бурлюка в Советском Союзе к печати допущены не были. Посещал Д. Бурлюк и Австралию, Чехию, Италию, где также выставлял свои произведения.
Давида Бурлюка поистине можно считать отцом российского футуризма. Он был критиком и теоретиком футуристов, покровителем поэта В. Маяковского. Собрания картин Д. Бурлюка можно увидеть в музеях различных стран мира (Москва, Нью-Йорк, Уфа), также их очень много в частных коллекциях.