В воздушном бою у Ил-2 против Мессера было очень мало шансов, его бронекапсула надежно защищала двигатель и пилота только от осколков зенитных снарядов и пуль стрелкового оружия. А вот когда Ил-2 атаковал бомбардировщики врага, его две пушки могли нанести большой урон.
Так, летчик-штурмовик Николай Максимов, выполнивший за время войны 159 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 18 самолетов врага (6 лично, 12 в группе) и еще 9 уничтожил на земле.
Самый большой счет уничтоженных самолетов врага — у летчика-штурмовика Книжника Василия Аверкиевича. Киевлянин. С начала войны участвовал в боевых действиях. В составе 65-го штурмового авиационного полка воевал против финнов на Карельском фронте.
Сначала Василий Аверкиевич летал на И-153, затем пересел на Ил-2. За годы войны совершил 203 боевых вылета и в воздушных боях сбил 5 самолетов врага, а 54 уничтожил на земле. В сумме выходит 59, что для «не истребителя» кажется отчаянно много, такой счет сам Покрышкин имел. Всю войну он воевал в 65-м ШАП (впоследствии ставшем гвардейским — 17 ГШАП). За время боевых действий сделал 203 боевых вылета.
После войны летчик-штурмовик ушел из армии, вернулся в Киев, преподавал в Киевском аэроклубе. Звания Героя Советского Союза он так и не получил. Награжден орденом Ленина за то, что в бою таранил финский самолет и после этого не только смог остаться в живых, но даже долетел до своего аэродрома и смог сесть.
Информация о герое слишком обрывчатая: служил, как и многие, воевал, как и многие, штурмовал позиции врага, как и многие… Нет даже его фото.
На втором месте Остапенко Иван Петрович (7+30 на земле). Родился в 1923 году в селе Долгенькое Харьковской области в семье крестьянина. В 1940 году был призван в РККА, учился в Ворошиловградской военно-авиационной школе пилотов. С лета 1942 года — на фронте. Воевал в 7-м гвардейском ШАП.
За время войны совершил больше 100 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, во время которых сбил 7 машин врага — и на земле уничтожил 30 самолетов. А кроме этого — несколько сотен солдат врага, 23 танка, более 100 автомашин, три баржи.
Его сбивали, он был ранен. Один раз, раненый и обожженный, сел на оккупированной территории, но ему очень повезло — к месту вынужденной посадки в лесу первыми подошли партизаны, экипаж штурмовика вскоре вывезли на Большую Землю, и Остапенко после 2 месяцев в госпитале вернулся в свою часть.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в рядах Советской Армии. Погиб в результате несчастного случая в 1964 году.
На третьем месте Ефимов Александр Николаевич (7+28 на земле). В августе 1942 года сержант Ефимов, окончивший Ворошиловградскую военно-авиационную школу летчиков, получил направление в 198-й ШАП Западного Фронта. Всего за войну он совершил 222 боевых вылета и участвовал в 58 воздушных боях, уничтожил 47 танков, до 2000 военнослужащих врага, 65 орудий, 9 железнодорожных эшелонов.
Войну он закончил капитаном, Дважды Героем Советского Союза, штурманом полка. После войны остался в армии, учился, дослужился до звания Маршала авиации. В настоящее время он проживает в Москве, председатель ветеранской комиссии при
На четвертом месте среди летчиков штурмовой авиации — Емельянов Иван Алексеевич (8+24 на земле). Родился в 1908 году в деревне Усад Владимирской губернии. Работал с 12 лет. Вначале — учеником сапожника-кустаря, потом учеником слесаря, слесарем. Сначала по комсомольской путевке был направлен учиться на рабфак, а затем, в 1930 году, по комсомольскому призыву был призван в РККА. С 1933 года — в Оренбургской военно-авиационной школе.
Войну встретил в Прибалтике в звании капитана. Уже 22 июня 1941 года в воздушном бою над Вильнюсом сбил самолет врага. Был ранен. После трех месяцев в госпитале, переучившись на Ил-2, воевал в составе 622 ШАП на Юго-Западном фронте. С июля 1942 года Емельянов командует 622 ШАП. Командуя полком, воевал на Южном фронте.
Уже к маю 1943 года совершил 71 боевой вылет и уничтожил в воздушных боях 6 самолетов противника, а на земле 22 самолета. А кроме этого — 14 танков, 34 автомашины, 22 железнодорожных вагона. В августе 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны его счет еще увеличился, он совершил 150 боевых вылетов.
В 1953 году полковник Емельянов вышел в запас. Жил и работал во Львове. Умер в 1974 году.
Всего за время войны уничтожили свыше 30 самолетов противника еще два летчика-штурмовика.
Кизима Андрей Иванович (3+30 на земле). Начал воевать с февраля 1943 года. За войну совершил 160 боевых вылетов. Уничтожил до 10 железнодорожных эшелонов врага, 10 танков, 28 зенитных батарей, 3 батареи дальнобойных орудий, десятки дотов и дзотов на передовой противника. 19 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжил служить в ВВС, на пенсию вышел в 1965 году в звании полковника.
Смильский Михаил Иванович (8+24 на земле). Первый бой провел рано утром 22 июня 1941 года. Воевал он тогда на И-153(«Чайка»). Их полк, базировавшийся в Львовской области, с первых минут войны отбивал атаки немецких бомбардировщиков. Зимой 1941 года летчик был тяжело ранен во время штурмовки пехотных колонн противника. Молодой летчик сбежал из госпиталя на фронт, не долечившись. И попал в штурмовую авиацию.
Воевал под Сталинградом, потом на Украине и в Белоруссии, участвовал в штурме Кени��гсберга. За время войны совершил свыше 200 боевых вылетов, уничтожил свыше 80 танков, 250 автомашин с пехотой, более 10 артиллерийских орудий, три склада ГСМ и боеприпасов, свыше 500 солдат врага. Летчик награжден многими орденами, 1 мая 1943 года он был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в ВВС. В 60-е вышел на воинскую пенсию.
В войну был авиационный анекдот: когда Ил спросили, почему он «горбатый», тот ответил, что на этом горбу он всю войну вынес.
Глупо пытаться сделать выбор, кому в ту войну было тяжелее всего, но работа пилотов-штурмовиков была одной из самых трудных и кровавых. Вечная им слава!