Как воевал и жил дважды дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин?

Реклама
Грандмастер

Генерал-майор авиации Арсений Васильевич Ворожейкин успел повоевать в конфликтах до начала войны. Он принимал участие в боях с японцами на реке Халхин-Гол (1939) и в Советско-финляндском конфликте (1939−1940). Но раскрылся его талант истребителя во время Великой Отечественной.

В списке советских летчиков-асов он на 8 месте (45 побед + 1 в группе), хотя до войны совершил несколько десятков боевых вылетов и сбивал самолеты врага.

Родился Арсений Ворожейкин в бедной крестьянской семье в октябре 1912 года (место рождения — деревня Прокофьево Нижегородской губернии).

В 19 лет был призван в ряды РККА, служил в 17-й стрелковой дивизии, дислоцированной в городе Горький. Правда, согласно одному источнику, служил он в кавалерии. По окончании срочной службы вернулся было к гражданской жизни, поступил в Высшую Коммунистическую Сельскохозяйственную Школу (ВКСШ), но учился там всего один год.

В 1934 году по комсомольскому призыву («Комсомолец — на самолет!») снова оказался в рядах

Реклама
РККА, стал курсантом Харьковской военно-авиационной школы, после ее окончания служил младшим летчиком в 53-м бомбардировочном полку.

В 1939 году капитан Ворожейкин окончил курсы летчиков-комиссаров и был назначен на должность комиссара эскадрильи в 22-м истребительном авиаполку. Освоил истребитель И-16, отлично воевавший в Испании. В составе этого полка принял участие в боях на реке Халхин-Гол. Он провел 30

Реклама
воздушных боев и сбил 6 самолетов врага (и записал на группу еще 12). Был награжден орденом Красного Знамени и монгольским орденом Красного Знамени.

После Халхин-Гола служил в Прибалтийском военном округе. Принимал участие в боевых действиях во время Советско-финляндского конфликта. Участвуя в боях, Арсений Васильевич обратил внимание на то, что некоторые летчики в атаках на самолет врага тратят весь боезапас, но при этом попасть в цель им не удается. Тогда как другие пилоты просто выходят на короткую дистанцию, дают очередь — и враг оказывается сбит. Себя он тогда относил к первому типу летчиков, хоть и был орденоносцем, имея на счету 6 лично сбитых японских самолетов.

Реклама

Осознав свою слабость, он начал учиться. Сначала у тех своих сослуживцев, которые умели сбивать врага, а потом самостоятельно. Много тренировался, отрабатывая умение метко стрелять. Научился правильно чувствовать расстояние до цели, научился понимать, куда попадут пули из пулеметов его самолета.

Перед войной он уже стрелял настолько метко, что удивлял сослуживцев, поражая мишень «конус» 40−44 пулями из 50. Но и после этого он не прекращал упражнений, стараясь улучшить свою стрельбу.

Реклама

В июне 1941 года он командовал эскадрильей в Закавказском военном округе. На фронт будущий ас попал в августе 1942. При этом — и находясь в тылу, и на фронте между боями — он не переставал тренировать свое умение «стрелять навскидку» и отрабатывать «ощущение расстояния» до цели.

Воевал Ворожейкин на Калининском и Воронежском фронте. Принимал участие в воздушной битве на Кубани. Дрался на Курской дуге. В 1942 году он летал на привычном ему И-16, в 1943-м он освоил Як-7, а в 1944 году — Як-9.

К январю 1944 года он сбил 19 самолетов противника.

В феврале 1944 года Арсению Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а в августе 1944 года он стал дважды Героем.

Реклама

Всего за время Великой Отечественной войны летчик совершил более 300 боевых вылетов и сбил лично 45 самолетов врага и один — в группе. В это число не входят его 6 сбитых на Халхин-Голе японских самолетов (а еще там у Ворожейкина было 12 групповых побед).

Если учесть все его победы, включая групповые, то общий счет приблизится к 60+, то есть Арсений Ворожейкин — один из лучших асов Советского Союза.

После войны А. Ворожейкин командовал полком и дивизией, а в 1957 году в звании генерал-майора уволился из армии и занялся литературным трудом.

Реклама

С 1961 по 1991 год у него вышли 9 книг. О войне — мемуары летчика-истребителя, рассказывающие о буднях войны, боях с японцами на Халхин-Голе и обо всех сражениях Великой Отечественной, в которых он принимал участие. Я читал не все его мемуары, но то, что читал, мне очень понравилось, изложено просто и честно, война описана без прикрас и правдиво.

Арсений Ворожейкин любил небо, потому и стал пилотом. Всю свою жизнь он занимался тем, что любил больше всего. Сначала летал, а когда подвело здоровье, начал карьеру литератора. Писательское мастерство ему покорилось так же, как перед Великой Отечественной он натренировал в себе умение метко попадать в самолеты врага. Всю жизнь делать то, что нравится — разве это не счастье?

Реклама