Жена легендарного Че Гевары. Что пишет Алейда Марч в своей книге о муже?

Реклама

Во время подготовки своей предыдущей статьи «Вечный команданте: как жил и боролся неутомимый Эрнесто Че Гевара» я наткнулась в Сети на книгу вдовы Алейды Марч «Воспоминания о Че». Вот только была она на испанском языке. Наконец, мне все же посчастливилось найти русский перевод. И я с нетерпением погрузилась в чтение.

В книге перед читателем постепенно раскрывается закулисье жизни Че Гевары и его жены. Перед нами предстает другой Че. Он влюбляется, создает семью, растит детей. Это не вяжется с представлениями об одиноком революционере, который пожертвовал семейным счастьем ради идеи. Это заботливый муж и любящий отец.

Получается, Че смог сочетать в себе преданность своему делу и своей семье. Значит, за жесткой броней команданте скрывались трепетные чувства, которые он изливал только в кругу семьи. Как могло все это сочетается в одном человеке?!

А еще задаешься вопросом, как же могли встретиться девушка из простой крестьянской семьи и уже известный партизан, прогремевший своей борьбой за справедливость на всю

Реклама
Кубу. Попробуем разобраться во всем по порядку.

Начнем с того, что Алейда Марч в молодости состояла в подпольной организации, где участвовала в протестных акциях против властей. Уже тогда она слышала о Че Геваре, но даже и не мечтала с ним познакомиться. Судьба же иногда вытворяет непредсказуемые вещи.

Однажды Алейде было поручено тайно переправить деньги для партизан. Так состоялась первая встреча девушки с команданте. Она была просто поражена его энергетикой и умением влиять на людей. Интересно, что он показался ей намного старше, и действительно разница у них была в 9 лет. А Че впоследствии признавался жене, что она ему понравилась, только он, как революционер, изобразил равнодушие.

Реклама

Вот такая странная парочка! После передачи денег Алейда уехала. Но случай свел их еще раз и уже навсегда. Девушку разыскивала полиция, поэтому она попросилась остаться в партизанском отряде. Команданте с неохотой согласился.

Реклама

Алейда вспоминает, что она стала тенью Че. Она слушала все, что он говорил, стараясь вникнуть в самую суть. По воспоминаниям чувствуется, что она его просто боготворила сначала как знаменитого революционера, а потом как любимого мужчину. Со временем она решила записывать его замечания, как будто чувствуя, что они еще пригодятся для истории. Так Алейда стала личным секретарем Че.

Она вспоминает, что когда ошибалась, он поправлял ее и отпускал коронную фразу: «И ты говоришь, что ты учительница!» Тогда девушка готова была провалиться сквозь землю от стыда.

Че Гевара очень оригинально выказал своей помощнице доверие. Однажды он вручил ей боевое оружие. Именно в тот день Алейда стала партизаном и боевой подругой команданте. В этом качестве она пройдет с ним огонь и воду в битве за Санта-Клару. Наравне с мужчинами она будет сражаться против

Реклама
Батисты (кубинского диктатора). А победа революции 1959 года будет и ее победой.

Кстати, в это неспокойное время Че умудрился признаться ей в любви. В книге она пишет, что из-за страшной усталости не сразу поняла, о чем идет речь, и ничего не ответила. Вероятно, Че и так все понял.

Наконец, Батиста бежал. Буря революции начала потихоньку утихать, уступая место мирному времени. Именно тогда Алейда и Че стали тайно встречаться.

Почему тайно? Он не хотел компрометировать девушку до свадьбы, которая и состоялась через некоторое время. По воспоминаниям Алейды, Че не хотел пышной церемонии. Но друзья ему устроили сюрприз. Наверное, поэтому на свадебных фото молодожен выглядит таким удивленным.

Реклама

Начался следующий этап — семейная жизнь. Она признается, что страшно ревновала мужа, даже устраняла секретарш, совмещая эти обязанности с обязанностями жены.

В 1960 году родилась дочка Алейда. Че был, как всегда, в своем духе. Он написал жене из командировки, что рассержен, и если в следующий раз родится девочка, ее придется выбросить в окно. Интересно, что жена спокойно относилась к такому юмору.

Реклама

Шло время. Семья Че Гевары увеличивалась. Родилось еще трое детей. Все хлопоты по дому легли на хрупкие плечи Алейды. Ей пришлось сделать выбор между помощницей Че и ролью матери и домохозяйки. Она пишет, что выбрала второе, раз и навсегда решив для себя, что создание надежного тыла и воспитание детей тоже в некотором смысле является обязанностью настоящего революционера, как ни странно это звучит.

Когда же муж отправлялся в рабочие поездки по Кубе, то брал Алейду с собой. Как она вспоминает, это были самые счастливые дни, тогда они, наконец-то, могли побыть одни.

А вот в заграничные командировки команданте Алейду не брал принципиально. Он считал, что не вправе растрачивать государственные деньги попусту. Зато из-за границы он слал ей письма, пронизанные нежными и теплыми чувствами.

Реклама

Часто ему дарили ценные подарки, которые Че отдавал нуждающимся. Однажды он с легкостью расстался с цветным телевизором. Вообще старался жить без привилегий. Был случай, когда он поспорил с подчиненным, который жаловался, что получает скудный паек. Тогда Че пошел разбираться и выяснил, что ему выдавались специальные карточки. Он отказался от них и стал получать обычный паек. А возможно, это было опрометчиво. Все же у него в семье было четверо детей.

Реклама

В своей книге Алейда упомянула и поездку Че Гевары в СССР. Он говорил, что советские люди дружелюбные и открытые. А вот прием у Хрущева был слишком торжественен. Похоже, они не рассчитали сил. Когда Че увидел накрытые столы с разнообразными яствами, он спросил у Никиты Сергеевича: «Простые советские люди так же питаются?» На что тот рассмеялся. Алейда пишет, что это оставило осадок на сердце Че.

Особое внимание вдова уделила личной библиотеке Че Гевары. Здесь были собраны произведения кубинских, аргентинских авторов и даже книги русских писателей. Она вспоминает, что Че не просто читал, а еще и делал разные пометки на полях. Она пишет, что читая их, можно понять, о чем он размышлял.

Реклама

Все это короткое мирное время Че Гевара в своей душе был верен идее мировой революции. Алейда пишет, что, вероятно, он вынашивал план, не делясь даже с ней. А в 1965 году он понял, что больше не нужен Кубе. Он написал Фиделю Кастро прощальное письмо, где отказался от кубинского гражданства, всех должностей и звания команданте. Он кардинально изменил внешность и отправился в Конго поднимать восстание угнетенных. Как известно, там Че потерпел крах.

Дальше была Боливия. Алейда вспоминает, что перед отправкой туда ее муж вернулся ненадолго на Кубу, где занимался подготовкой будущих партизан. Был курьезный случай. Когда он приехал впервые в лагерь в новом облике, его представили отряду. Никто из бывших соратников не узнал его, пока тот не назвал их засранцами и не рассмеялся.

Реклама

Пишет Алейда в своих воспоминаниях и о встрече детей с отцом. Им сказали, что это друг отца. Дети играли, резвились. Когда дочка Алейда упала и ударилась головой, нервы Че сдали, он подбежал к ней и, забывшись, начал ее успокаивать так, как и всегда это делал. Вдова пишет, что в этот момент ее сердце разрывалось от тоски, будто предчувствуя, что они больше уже не увидятся …

Реклама

Осенью 1966 года Че Гевара отправился на свою последнюю партизанскую войну в Боливию. А Алейда еще ждала и надеялась, что он через несколько месяцев вызовет ее, чтобы вместе участвовать в борьбе против диктаторского режима, как в старые времена. Но вызов так и не поступил. Его друзья лишь пересылали на Кубу письма. Алейда приводит отрывки некоторых из них.

Теперь красной нитью в них проходит внутренняя борьба, казалось бы, не присущая характеру Че. Он писал, что на Кубе он жаждал бросить все и отправиться в самое пекло, чтобы выполнить долг революционера. Теперь же вдали от семьи он признавался, что до умопомрачения скучал по жене и детям. Это уже было что-то новое.

Реклама

Может быть, и верно утверждал один из великих русских людей, что настоящий революционер не должен быть обременен семьей, чтобы его ничто не отвлекало от борьбы? Вообще письма Че стали иметь мистический характер. В них часто признания в любви жене и детям смешивались с навязчивым предчувствием неминуемой гибели. Чего стоят те несколько строк, которые цитирует Алейда:

И если однажды ты почувствуешь силу какого-то властного присутствия, не оборачивайся, не разрушай волшебство, приготовь мой кофе и дай мне почувствовать тебя в этот момент, чтобы он остался в моей памяти навсегда.

Реклама

В октябре 1967 года Фидель Кастро принес страшную весть: Эрнесто Че Гевара был жестоко убит. Вдова вспоминает, что она оказалась опустошенной. Вдруг не стало человека, которого она боготворила, благодаря которому она обрела настоящее женское счастье и надежную опору в жизни. Страшно представить, что она испытала, увидев снимки истерзанного трупа мужа.

Теперь Че жил в своих детях. Алейда пишет, что именно они стали смыслом ее жизни, забота о них помогла ей не сойти с ума от горя. Прошло столько лет, а между строк читается неутолимая боль и скорбь по безвременно погибшему любимому.

Даже через год, 9 октября 1968 года, Алейда не смогла найти в себе силы прийти на траурное мероприятие, посвященное годовщине гибели Че Гевары. Настолько еще свежа была душевная рана.

Реклама

В 1997 году останки Че были перевезены на Кубу и с воинскими почестями захоронены в мавзолее. Алейда пишет, что на митинге выступила ее старшая дочь Алейда Гевара, которая страстно говорила о деле своего знаменитого отца и о благодарности потомков. Эта речь напомнила вдове выступления самого Че.

В конце книги Алейда приводит рассказ Че Гевары «Камень», где он пишет о преждевременной смерти своей матери. В нем опять борются две сущности — неприступного революционера и любящего сына. Че задаётся вопросом, возможно ли ему выставить напоказ чувства горечи и тоски? И приходит к мысли, что он не вправе этого сделать.

И в этом рассказе он возвращается к мысли о собственной смерти. А самое поразительное, что Че угадывает все до мельчайших подробностей: его труп будет выставлен на обозрение, как будто издеваясь, ему не закроют глаза. Он назвал даже журнал, в котором действительно напечатали фотографии трупа с новостью об убийстве. Судите сами:

Реклама

Я мог бы остаться разлагаться на траве, а возможно, они бы выставили меня для обозрения; возможно даже, мое фото появилось бы в журнале «Лайф»: в моем отчаянном мертвом взгляде отражается предельный страх. Потому что всем страшно. Зачем отрицать это?

На мой взгляд, семейная жизнь Алейды Марч с Че Геварой — это яркий пример настоящего подвига жены и матери. Чувства, которые она испытывала к своему легендарному мужу, это не только любовь, но и самопожертвование. Иными словами, она вся растворилась в муже, действительно став его тенью.

В их семье даже не было попыток друг друга перевоспитывать, как часто бывает в современных семьях. Эта необыкновенная женщина приняла своего Че таким, каким он был: прямолинейным, ироничным, даже слегка заносчивым и принципиальным.

По воспоминаниям дочери, даже через столько лет Алейда писала свою книгу, с трудом сдерживая слезы, настолько тяжело было вызывать из глубин памяти незабвенный образ мужа.

Реклама