Сколько летчиков Второй мировой войны воевали без ног?

Реклама
Грандмастер

Многие смотрели великолепный фильм «Повесть о настоящем человеке» с Павлом Кадочниковым в главной роли. Книга, по которой был снят фильм, посвящена Алексею Маресьеву. А сколько еще летчиков во время Второй мировой войны летало на протезах?

В Англии на протезах летал Дуглас Роберт Стюарт Бадер (Douglas Robert Steuart Bader, 1910−1982). Он вступил в Королевские ВВС в 1928 году, а в 1931-м во время тренировки потерпел аварию и был тяжело ранен. Ему спасли жизнь, но он потерял обе ноги. Его уволили из ВВС, но он продолжал летать, и в 1939 году его восстановили в ВВС, так как он был весьма известным летчиком.

В Битве за Британию он одержал 20 личных побед и 6 немецких самолетов сбил в группе. В августе 1941 года его сбили над Францией, он попал в плен, откуда был освобожден в апреле 1945 года.

Реклама

А как было в СССР?

Алексей Маресьев. Летал на Як-1, был сбит в бою 5 апреля 1942 года над Демянским котлом. При падении был сильно травмирован, долго полз к людям, сильно обморозил разбитые ноги, началась газовая гангрена. Обе ноги были ампутированы в районе голени. После лечения летчик сумел пройти медкомиссию и вернуться на фронт. Его личный счет сбитых к концу войны составил 10 самолетов. Три он сбил до тяжелого ранения и семь — после, уже летая на протезах.

Реклама

Георгий Кузьмин. Воевал с самого начала войны. Был сбит зениткой 19 ноября 1941 г., у него при этом сильно обгорели ноги. Попал в плен, бежал, добрался до партизан, был вывезен на Большую Землю. Когда он, наконец, попал к врачам, его обгоревшие ноги уже были поражены гангреной. Врачи ампутировали ему одну ступню и большую часть другой.

Летчик вернулся на фронт, воевал, сбивал самолеты врага, стал командиром эскадрильи, сбил лично 15 самолетов противника и 6 в составе группы. 28 апреля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 18 августа 1943 года Герой погиб в воздушном бою.

Реклама

Леонид Белоусов. При аварии на И-16 в 1938 году сильно обгорел. Последствия аварии сказались в 1941 году — началась гангрена ранее обгоревших ног. Ноги ампутировали, причем правая нога была ампутирована выше колена. Но он хотел вернуться в строй. Удалось это только в 1944 году. До конца войны он успел сделать 40 боевых вылетов и сбить 3 самолета врага. Общее количество совершенных им боевых вылетов — 300.

Реклама

Иван Киселев в августе 1944 года в бою над Каунасом потерял ногу, ее оторвало попаданием снаряда. Однако пилот сумел вернуться на аэродром. Летчик в самом конце войны вернулся в строй, был командиром звена, всего за войну сбил 12 самолетов противника. После войны уволился из армии, работал в Главном управлении ГВФ.

Захар Сорокин. Воевал в Заполярье. Служил в полку знаменитого Бориса Сафонова. Сбил лично 4 самолета, был награжден орденом Красного Знамени. В бою 25 октября 1941 года таранил вражеский самолет. Его самолет тоже был поврежден и совершил вынужденную посадку в тундре. 6 дней шел к людям и очень сильно обморозил ноги. Врачи ампутировали ему обе ступни. После этого

Реклама
летчик-истребитель продолжил летать. Всего он сбил 18 вражеских самолетов, из них 12 — на протезах.

Александр Грисенко. Участник Гражданской войны, после которой ушел в запас. Был по партийной мобилизации призван в 1934 году, окончил авиашколу, стал летчиком. Участник японо-китайского конфликта. Сбил 4 японских самолета, награжден орденом Красного Знамени.

Реклама

С 1941 года — участник Великой Отечественной. Сначала командиром авиаполка, потом — авиадивизии. Участник Сталинградской битвы. В августе 1942 года тяжело ранен в воздушном бою. В госпитале ему ампутировали левую ногу ниже колена. Продолжил воевать, командуя истребительными дивизиями: сначала 23-й гвардейской, а потом 16-й гвардейской истребительной. Участвовал в боях, лично сбил 4 немецких самолета.

Реклама

Иван Любимов. Перед войной командовал эскадрильей и полком. Был ранен и сбит в бою над Перекопом 9 октября 1941 года, по причине тяжелого ранения лишился ступни левой ноги. Остался в строю. Командовал полком и дивизией, участвовал в боях. Выполнил 174 боевых вылета, сбил лично 9 самолетов противника.

Реклама

Илья Маликов — лётчик 128-го бомбардировочного авиаполка Калининского фронта. В августе 1942 года во время выполнения боевого задания был тяжело ранен зениткой. Сумел довести самолет до наших и посадить его на брюхо. В госпитале ему была ампутирована нога. В мае 1943 года вернулся на фронт, в свой полк. Вначале летал на связном самолете У-2, потом снова пересел на Пе-2. После ампутации ноги выполнил 100 вылетов на У-2 и 96 боевых вылетов на Пе-2.

Реклама

Летчики на протезах воевали не только в СССР.

Японский летчик Йохеи Хиноки был тяжело ранен в правую ногу во время воздушного сражения в 1943 году. Сумел выйти из боя и вернуться на базу. В госпитале раненую ногу ему ампутировали. На время он стал инструктором авиашколы, но затем вернулся в часть. Всего он сбил 12 самолетов противника.

Реклама

В Германии тоже был летчик, летавший без ноги. Знаменитый немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель в самом конце войны был тяжело ранен и ему ампутировали ногу. Однако он продолжил летать и воевать.

Правда, тут история кажется немного натянутой. Ногу Ганс-Ульрих потерял в боях за Одер, т. е. в феврале-марте 1945 года. Во всех других странах для того, чтобы пилот после ампутации ноги мог вернуться в строй, на тренировки уходило от полугода до нескольких лет. А Ганс-Ульрих вернулся в строй практически мгновенно.

Летал ли он без ноги? Лично я в этом не уверен. Он так написал в своих мемуарах. Но совершенно точно, что он совершил больше 2500 боевых вылетов и что потерял ногу в бою над Одером.

Реклама