Морриконе написал музыку к более чем 400 картинам и сериалам. Так что его почитателями были как любители вестернов, таких как «Хороший, плохой, злой», «За пригоршню долларов», «Однажды на Диком Западе», «Однажды в Америке» режиссера Серджо Леоне, так и фильмов постмодерниста Квентина Тарантино («Омерзительная восьмерка», «Джанго освобождённый», «Бесславные ублюдки» и «Убить Билла»).
Фильмы, где звучала музыка композитора, представляли самые разные жанры: триллеры («Нечто», Джоно Карпентер), сериалы о мафии («Спрут», Флорестано Ванчини), боевики («Профессионал», Жорж Лотнер), детективы («Неистовый», Роман Полански) и еще сотни других картин, относящихся к экшн. Иногда фильм становился знаменитым именно благодаря саундтреку композитора, даже если сюжет оставлял желать лучшего.
Что отличало известного композитора от многих знаменитых современников? Фантастическая работоспособность, идеальное владение аранжировкой, дарованное свыше искусство создавать хиты, безошибочное чутье на материал.
Мелодии, принадлежащие Морриконе, прекрасны и в отрыве от фильмов, в которых они прозвучали. Поэтому их часто можно услышать на концертах, на радио, при использовании в качестве фона. Но, конечно, лучше всего они звучат в фильмах, где несут особую смысловую нагрузку.
Ближе всего сердцу итальянца в молодые годы сбыли спагетти-вестерны, тем более что его одноклассником когда-то был Серджо Леоне, ставший впоследствии культовым режиссером в этом жанре. А когда-то они бегали смотреть фильмы вместе… Позже свои лучшие композиции Морриконе воплотит в жанре вестернов и боевиков.
Эннио Морриконе, сын профессионального джазового трубача, обогнал отца в овладении музыкой. Этот Моцарт от инструментовки поступил в римскую консерваторию в возрасте 12 лет, а по ее окончании имел на руках три диплома — по классу трубы, собственно инструментовки и композиции.
Но лишь в 33 года Эннио напишет первую мелодию для кино. Это был фильм «Приключение» (
Интересно, что в начала 50-х годов выпускник консерватории заработал свои первые гонорары, занимаясь самой рутинной работой. Он писал мелодии для заставок радио и ТВ-рекламы, помогал аранжировать ставшими популярными шлягеры. В звукозаписывающей студии «RCA», где он начал работать в 1964 году, Морриконе стал к тому же аранжировщиком сотен песен для молодых исполнителей, в частности для таких звезд, как Марио Ланца, Миранда Мартино и Джанни Моранди.
Сказался эффект «сарафанного радио», маститые итальянские композиторы начали рекомендовать друг другу молодого музыканта в качестве «музыкального негра»: он сочинял для них мелодии и аранжировки, которые продавались потом не от его имени. Именно поэтому молодой композитор не мог вслух заявить о себе. И когда в 1964 году Серджо Леоне пригласил однокашника написать саундтрек для картины «За пригоршню долларов», Морриконе пришлось придумать себе пару псевдонимов: Дэн Сэвио и Лео Николс. Итальянский зритель любил иностранные имена в титрах. Так некий Дэн Сэвио стал значиться на афишах к фильму, которому суждено было стать широко известным по обе стороны океана.
Морриконе позднее описал основной принцип работы с Серджо так:
Фильмы Леоне сделаны таким образом, что музыка является важным конструктивным элементом. Он часто снимал очень длинные сцены просто потому, что не хотел, чтобы музыка обрывалась. Именно поэтому его фильмы такие медленные — из-за музыки!
Композитор уже не стеснялся подписываться своим настоящим именем в титрах. Еще бы — альбом со звуковой дорожкой «Хороший, плохой, злой» (The Good, The Bad and the Ugly) продержался в американских чартах более года. А Штаты — это не Италия!
Морриконе узнаваем. Его музыке свойственна особая итальянская мелодичность, яркость эмоциональных контрастов. В лучших фильмах, где звучит музыка Морриконе, всегда присутствует моральная двойственность их героев. Классический пример — культовый фильм «Однажды в Америке», во многом выигрывающий благодаря бессмертной музыке.
Морриконе умел создавать и трогающую сердце сентиментальную музыку, которую зритель запоминал с первого прослушивания. Такими стали изумительные темы из фильмов «Однажды в Америке» (1984) и «Профессионала» (1981) Жоржа Лотнера.
Обожающий киномузыку и, в частности, большой поклонник спагетти-вестернов, Квентин Тарантино как-то решился на просьбу об оригинальном саундтреке для своего нового фильма. Так появилась на свет «Омерзительная восьмерка» (2016), за которую мэтр получил второго «Оскара». К этому моменту один у него уже был — за вклад в киноискусство (2007), но такая премия не столь высоко ценится в мире кино.
Для кого только Морриконе не создавал свои маленькие шедевры! В списке режиссеров итальянские мастера Бернардо Бертолуччи, Марко Феррери, Лилианы Кавани, Элио Петри, Дарио Ардженто, Микеланджело Антониони и многие другие. А в 1986-м «Миссия» Ролана Жоффе с его композицией получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и стала одним из безусловных шедевров Морриконе.
Три премии «Золотой глобус» Морриконе получил за лучшую музыку к фильмам:
- 1987 г. — «Миссия».
- 2000 г. — «Легенда о пианисте».
- 2016 г. — «Омерзительная восьмёрка».
Что касается личной жизни, то с Эннио Морриконе это тот самый «скучный случай», когда, женившись в 28 лет на Марии Травиа, он так и остался предан своей первой любви. Их брак с Марией продлился до самой смерти композитора. В семье родилось трое мальчиков и одна девочка, сегодня все они — успешные люди. По стопам отца пошел только сын Андреа, который стал композитором.
А в качестве хобби у известного музыканта были шахматы, и он не раз составлял партию чемпионам мира. Когда его спросили, что в шахматах вызывает у него такую страсть, Морриконе ответил:
Иногда это отсутствие предсказуемости. Ход, превосходящий тривиальный, труднее предвидеть. Михаил Таль, один из величайших шахматистов в истории, выиграл много партий благодаря ходам, которые сбивали оппонентов с толку и не оставляли им времени. Бобби Фишер — настоящий туз, возможно, мой любимый, придумал неожиданные и удивительные ходы. Они рисковали, играя инстинктивно. Вместо этого я следую логике расчета.
В музыке Эннио Морриконе логике расчета не следует. Трогающие душу мелодии композитора — на века. Некоторые люди и сегодня ставят их на рингтоны, даже не зная, кому принадлежит понравившаяся музыка.