Характер и чудачества доктора
Григорий Захарьин прихрамывал и всегда ходил с увесистой тростью. Он страдал тяжелой формой хронического неврита седалищного нерва с частыми обострениями, доставляющими невыносимые страдания. У него развивалась мышечная атрофия. Он даже во дворец к Александру III, лечащим врачом которого являлся, приходил во френче, мягкой рубашке и… валенках. Поднимаясь по лестнице, отдыхал на каждой площадке. Однажды во время приступа боли разбил тростью туалетные принадлежности государя.
Ходили слухи, что неврастения и сильная раздражительность развились у Захарьина на почве заболевания. Возможно, поэтому доктор порой жестоко обращался с пациентами и студентами. Возражений не терпел и делал лишь то, что считал нужным. Утверждали, будто он даже использовал трость в качестве оружия в конфликтах.
Виновато ли заболевание в деформации характера Захарьина, сказать трудно. Но даже состоятельные пациенты нередко заискивали перед ним, наслушавшись о его нраве.
Профессор
— Ах ты скот, пакостишь, да еще и рассказываешь об этом! Да тебя бить за это надо! — и схватил палку. — Да ты ведь помрешь скоро, если не откажешься от подлых привычек! Говорить с тобой тошно!
Затем, правда, дал ряд лечебных рекомендаций, а испуганный больной клялся, что все выполнит.
Когда же пришла великосветская дама, доктор обратился к ней на хорошем французском, вежливо предложил кресло, внимательнейшим образом выслушал и со всей предупредительностью проводил. А Митропольскому сказал:
— Если б я эту даму встретил как купца, она пошла бы везде поносить меня за грубость, а теперь будет славить мою любезность. Купец тоже не забудет до гробовой доски визита ко мне и исполнит, что велено. Будь я с ним вежлив, как с дамой, он ничего не стал бы делать и, кроме того, держал бы меня за дурака.
Терапевт
Все те чудачества, о которых рассказывали, думается, были в значительной мере преувеличены, а иной раз просто выдуманы. Я встречал в профессоре Захарьине серьезного, строгого, но вежливого и корректно держащегося человека.
РекламаА что Григорий Антонович ругался в купеческих домах, так это не диво, подчас никакого терпения недоставало, чтобы переносить все те нелепости, которыми была полна их домашняя обстановка.
Странности Захарьина проявлялись и в крайнем консерватизме. Например, он долгое время не хотел ездить на извозчиках в колясках с резиновыми шинами, не желал пользоваться электричеством и так и не признал телефон…
Окружающим странный доктор не доверял и не способен был идти на уступки. Очень болезненно реагировал на критику. На пике карьеры рассорился с большинством коллег на факультете. Он нажил множество врагов, но на его лечебном таланте это не сказалось. В Москве смеялись над чудачествами Захарьина, однако безоговорочно верили ему, как специалисту. И не только в первопрестольной, к нему ехали со всей страны.
Лев Толстой, будучи постоянным пациентом Григория Антоновича, писал, что встречи с врачом оставляли «сильное и хорошее впечатление».
Жизнь и смерть великого врача
Г. А. Захарьин родился в 1829 году в с. Вирга Саратовской губернии в семье помещика из старинного, но захудалого дворянского рода Захарьиных. Мать, в девичестве Гейман, имела примесь еврейской крови.
После гимназии Григорий стал студентом Московского университета и в 1852 году с отличием закончил его. Оставшись работать в клинике факультета, через пару лет защитил докторскую и возглавил кафедру терапии.
Молодой человек проявил высокий профессионализм и был отправлен в Европу. Обучался у лучших специалистов и возвратился уже известным врачом.
В 1869 году Захарьин уже был профессором и возглавлял терапевтическую клинику университета. Он вновь отбыл в загранкомандировку. В результате был написан ряд научных статей, выдержавших не одно издание и переведенных на европейские языки.
Однако известный врач терапевт беспрерывно терпел нападки. Его не жаловали ни либералы, ни консерваторы. Когда умер Александр III, консервативные газеты писали, что государя отравил «иноверец» лейб-медик Захарьин. Черносотенцы ринулись громить дом доктора. А левые издания обвиняли его за попытки спасти от смерти «реакционера и мракобеса».
Изрядно ему доставалось за большие гонорары, которые он брал с купцов и буржуа, за его доходные дома, за усадьбу, где он завел лошадей. Бесплатно профессор принимал лишь в клинике университета, куда приезжал ежедневно, включая праздники.
На что он тратил свои капиталы?
- Большие суммы Захарьиным была пожертвованы церковноприходским школам Саратовской и Пензенской губерний, с ними были связаны его юные годы; на устройство водопровода в Даниловграде, что в Черногории.
- Жертвовал деньги и на оснащение медотряда в помощь сербам, воевавшим с Турцией.
- Жалование профессора уходило бедным студентам, он посылал молодых врачей на свои средства за рубеж.
- Давал деньги на издание журналов, нужды физико-медицинского общества и пр.
Однако некоторые считали, что Захарьин оказался подвержен влиянию купечества, которое лечил. Постепенно оно сумело его опутать властью наживы, и началось моральное падение… Видно, в свое время купцы дали молодому врачу хлебнуть с шила патоки! Потому, став известным, он мстил им.
Так позвали его как-то к Прохорову — хозяину Трехгорной мануфактуры, который на спор 200 блинов съел. Так доктор потребовал, чтобы купца с верхнего этажа на кровати спустили вниз. А для себя — чтоб приготовили кресло и стол с персиками и хересом от Елисеева…
В результате странный доктор стал притчей во языцех, его обвиняли, даже если жертвовал деньги. Когда внес 30 тысяч рублей для нуждающихся студентов, те организовали митинг: почему лишь 30 тысяч? Вложил средства на обустройство приходских школ, в прессе набросились: отчего отдал деньги для сельских, а не городских школ?
В мемуарах ученика Захарьина
Захарьин истерил, плакал от злости… Оскорблял студентов, посмевших поучать, и предложил убираться тем, кого он не устраивает. Студенты объявили ему бойкот.
В последующие годы он дышал бессильной злобой на все передовое. Вокруг гениального терапевта образовалась опасная пустота… В 1896 году
Спустя год, 23 декабря, этот неординарный человек ушел в мир иной в одиночестве от паралича дыхательных путей, разбитый инсультом. У него был поражен продолговатый мозг. Диагноз был поставлен им самим и, как обычно, оказался верным…
Не будем судить великого врача… Время отделило зерна от плевел. Сегодня заслуги Григория Захарьина перед российской медициной признаны всеми. О нем пишут книги, статьи, проводят конференции…
Наследие талантливого ученого и практика
Григорий Захарьин — автор творческой разработки «метода опроса» пациента (анамнеза), который предложил еще
В основу метода положен принцип «лечить больного, а не болезнь». А лечение — это комплекс мероприятий: гигиены, климато-, дието- и медикаментозной терапии. Захарьин научно обосновал лечебное воздействие минеральных вод, гидропроцедур и прочих методов физиотерапии; ввел в практику лечение кумысом, минводами и др.
Григорием Антоновичем был разработан ряд важнейших тем практической медицины. Наиболее известна работа, связанная с зонами повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов. Внесено много нового в учение о туберкулезе, сифилисе сердца и легких
Г. А. Захарьин реформировал медобразование. Он инициировал разделение клинических дисциплин и организацию первых клиник детских, кожно-венерических, гинекологических и ЛОР-заболеваний.
Талантлив был этот человек и как лектор. Его лекции пользовались популярностью не только у студентов и коллег медицинского, но и других факультетов. Современники отмечали краткий стиль, отсутствие книжности, умение подойти к пациенту с позиций здравого смысла.
Григорий Антонович внес большой вклад в развитие медицины. К сожалению, дурной нрав нередко мешал ему достигать большего.