В. Войно-Ясенецкий: как профессор медицины стал епископом в советское время?

Реклама

В советское время передавались по России рассказы: живет и работает где-то необыкновенный хирург-священник. Берет в руки скальпель, лишь прочтя над больным молитву и начертав йодом крест там, где будет резать. Этот доктор безнадежных на ноги ставит…

Кто-то сомневался, мол, партком священника ни за что в операционную не допустил бы. Другие же утверждали, что у парткома руки коротки, поскольку врач не простой, а профессор, да еще и епископ. «Не может быть!» — возражали недоверчивые.

Кто же этот необычный человек? Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, посвятивший жизнь медицине и православной церкви.

11 июня — День памяти Святителя Луки, новопрославленного святого, окруженного большим почитанием в православном мире.

Детство и юность

Реклама

Весной 1877 года в Керчи в семье аптекаря Ф. Войно-Ясенецкого появился на свет третий сын, которого нарекли Валентином. Отец мальчика был католиком, а мать — православной, детей воспитывали в православном духе.

Окончив гимназию, юноша выбирал между стезей художника и врача. Но при поступлении в Академию художеств вдруг засомневался, верно ли выбрал свой путь. Краткие колебания завершились решением, что он обязан делать не то, что нравится, а что необходимо для страдающих людей. А жителям российской глубинки требовалась, прежде всего, медицинская помощь.

Начать изучение медицины юноше удалось не сразу, но став студентом медицинского факультета Киевского Университета, Валентин окончил его блестяще.

Реклама

Начало пути

Имея прекрасные перспективы трудоустройства по завершении обучения, Валентин Феликсович решил стать сельским врачом, где ежедневно сталкивался с огромным количеством трудностей. Но он всегда считал, что должен работать там, где нужнее людям. Поэтому работал земским лекарем, военным хирургом, оказывал безвозмездную помощь монастырям.

Реклама

Во время Русско-японской войны Валентин встретил в Чите сестру милосердия Анну Ланскую, ставшую его женой.

До 1917 года Валентин Феликсович успел поработать в нескольких российских губерниях и в Украине. Защитил докторскую диссертацию, за которую был удостоен премии им. Хойнацкого от Варшавского университета.

В год Октябрьской революции он приступил к работе главного врача горбольницы в Ташкенте. А в 1919-м потерял супругу, помогавшую ему во всем. Остались четверо детей…

В 1920 году В. Войно-Ясенецкий возглавил кафедру хирургии в Госуниверситете Туркестана. Он сменил еще ряд высоких постов. Но не раз подвергался и гонениям. Ведь в кабинете гениального хирурга всегда висела икона (во времена воинствующего атеизма!), а операции он начинал с молитвы.

Реклама

Божий призыв

В Ташкенте Валентин Феликсович стал проявлять интерес к церковной жизни. Как-то после его доклада о епархиальных делах епископ Ташкентский Иннокентий сказал:

— Вам, доктор, надо священником быть!

Тот воспринял это как Божий призыв.

Реклама

В 1921 году В. Вайно-Ясенцкий был рукоположен в диаконы, затем в иереи, в 1923-м пострижен в монахи с именем Лука, вскоре назначен епископом, а в 1942-м — архиепископом. Служил церкви, не оставляя ни науку, ни медицинскую практику.

Преследования иеромонаха Луки начались после принятия им монашеского пострига. В первый раз сослали в Туруханск. Арестовали по обвинению в связи с контрреволюционерами и иностранцами. Позднее в ташкентской тюрьме он завершил свой известный труд «Очерки гнойной хирургии». Затем Владыку отправили в московское ГПУ. Вскоре снова — арест и тюрьма. К зиме сослали на Енисей.

В Енисейске в 1924 году, как рассказала одна из жительниц, Владыка сделал пересадку почек теленка умиравшему человеку и тому полегчало. Хотя официально первенство в таких операциях отдано

Реклама
И. И. Ворону.

Преследования продолжались. В 1934-м епископ Лука перебрался в Андижан, где заболел. После неудачной операции он потерял зрение в одном глазу. В этот период удалось издать «Очерки гнойной хирургии». Он продолжал службу в церкви и возглавлял отделение Института неотложной помощи Ташкента.

В 1937-м — снова арест. Владыку подвергли конвейерным допросам (без перерыва днем и ночью 13 суток), заставляя подписать признание в шпионаже. Объявив голодовку, он отказался что-либо подписывать. И снова Сибирь.

Реклама

В 1941 году епископ Лука приступил к работе в Красноярском эвакогоспитале. В 1943-м стал архиепископом Красноярским. Спустя год — архиепископом Тамбовским и Мичуринским. На его попечении находились 150 госпиталей.

Главная награда

По завершении войны деятельность в обеих сферах В. Войно-Ясенецкого была оценена. Его удостоили права ношения бриллиантового креста на клобуке и наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».

Вручая Архиепископу Луке награду в облисполкоме, председатель президиума выразил надежду, что он и в дальнейшем будет делиться опытом с медработниками. Тот не замедлил с ответом:

— Я учил и готов учить врачей тому, что знаю; я вернул жизнь и здоровье сотням, а может, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы ВЫ не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы 11 лет по острогам и ссылкам. Сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле!

Реклама

Слова Владыки повергли в шок руководство области! В президиуме забормотали, что прошедшее пора забыть и прочее.

— Ну, уж нет, извините, не забуду никогда! — вновь раздался голос святителя.

Реклама

За труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов» В. Войно-Ясенецкий был удостоен Сталинской премии I степени. Деньги он пожертвовал вдовам и сиротам погибших на войне.

Владыка сообщал сыну, что получает множество поздравлений:

Превозносят чрезвычайно… Моя слава — большое торжество для Церкви, как сказал Патриарх.

Это было для него главной наградой. За Церковь он готов был претерпевать любые испытания. Святитель Лука надеялся, что его научные работы привлекут в православие образованных людей.

Множество поклепов и арестов пришлось пережить Войно-Ясенецкому. Но повсюду он врачевал тела и души людские. В его судьбе отразилась эпоха: ссылки и Сталинская премия, признание медицинских заслуг и преследования за веру…

Реклама

Крымский период

В 1946 году, вступив в должность архиепископа Крымского и Симферопольского, Владыка дома консультировал пациентов, делал доклады и читал лекции по вопросам гнойной хирургии. И даже в последние годы, уже совершенно ослепший, безошибочно ставил диагнозы и продолжал проповедовать.

Реклама

Вынужденный долгое время молчать, с 1943 года и до последних дней Высокопреосвященнейший Лука без устали проповедовал. Он смело озвучивал свое мнение по самым актуальным вопросам.

Архиепископ Лука покинул этот мир 11 июня 1961 года. Прощаться с ним вышел весь Симферополь. Похоронили архипастыря на церковном кладбище при храме Всех Святых.

* * *
Владыка и после своего ухода в мир иной продолжает исцелять болящих и страждущих, о чем собрано множество свидетельств. Покровительствует Лука и врачам, помогая диагностировать и проводить операции.

В 1996-м были обретены нетленные мощи святителя. Сейчас они находятся в Свято-Троицком соборе Симферополя. Очевидцы говорят: благоухают так, что можно безошибочно узнать, в какой храм для паломничества привезли их частицу.

Реклама

В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор прославил архипастыря Луку в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Реклама