Особых проблем в езде у нас это не создавало — привычка есть привычка. Когда водитель привык рассчитывать со своего места габариты машины, то при переносе руля на левую сторону это вызывало даже некоторые проблемы, чувствовать габариты автомобиля приходилось учиться заново.
А вот после развала СССР появилась такая профессия — водитель-перегонщик. Доехать до Германии или до Швеции и там на распродажах подержанных авто купить машину, которая ездит и имеет хороший внешний вид, но подешевле. Или выполнить чужой заказ — найти машину определенной марки и пробега, купить ее и перегнать в Россию.
В 90-е годы из Питера за автомобилями ездили в Финляндию или в Швецию. И оттуда очень часто привозили именно праворульные «Жигули» или «Волги». Видимо, их тогда продавали еще дешевле. Если учесть, что Швеция перешла на правостороннее движение в 1967 году, а в Финляндии оно левосторонним никогда и не было, то существование на их авторынках праворульных «Жигулей» на продажу — загадка. Может быть, их за бесценок массово скупали в Англии, а оттуда перегоняли поближе к РФ, где эти сумасшедшие русские готовы были купить, если цену не заламывать. Купленное за бесценок и проданное недорого тоже дает прибыль.
Несколько моих знакомых тогда ненадолго купили себе подержанные английские праворульные «Жигули», ведь когда учишься ездить, нет смысла покупать хорошую машину. Учись на том, чего будет не жалко, коли разобьешь. Вот тогда-то и произошла забавная история.
…ГАИ на шоссе Карельского перешейка останавливает вечером «Жигули-2107». Подходят. Открывают водительскую дверь, и им под ноги падает пьяный в зюзю парень. Они, потирая руки: «А кто это тут у нас водитель?» С правого переднего сиденья вылезает трезвая и очень злая жена этого пьяницы и отвечает: «Ну, я — водитель. Какие у вас ко мне вопросы?»
Реклама
Но Питер — далеко не единственное место в РФ, куда попадали праворульные машины. Лет 15 назад, будучи в командировке в Хабаровске, я как-то ждал машину и минут 15 сидел на скамейке у дороги. По моим тогдашним подсчетам машин с правым рулем было около 80% от всего числа проехавших.
Примерно такую же картину я потом увидел в Южно-Сахалинске. Японские автомобили там очень дешевы. Прямо «Капитал» Маркса в действии: капиталисту выгоднее много раз провести оборот капитала даже с маленькой нормой прибыли, чем попытаться продать дороже и сделать это очень медленно.
Сколько же праворульных машин в России?
- Два года назад их было зарегистрировано около 3.500.000 штук. Причем на Дальнем Востоке и в Сибири — около 2.9 миллионов. На Урале их около 175.000. А чем дальше от Дальнего Востока, тем меньше. В Приволжье — меньше 100.000, в Центральном округе — около 120.000 праворульных машин.
В начале 2000-х годов российские граждане покупали очень много подержанных японских автомобилей. Дело в том, что в Японии автомобили считаются подержанными после 3 лет эксплуатации. При этом на их хозяев резко увеличивается налоговая нагрузка. Поэтому японцы сразу после 3 лет эксплуатации стараются продать «старичка» — либо на аукционах, либо по схеме trade-in, то есть с зачетом некоторой суммы при покупке нового авто. Рынок б/у автомобилей в Японии перенасыщен, а потому на нем цены весьма низки.
По схеме trade-in трудно получить нормальную компенсацию за машину. Потому б/у автомобили часто попадают на аукционы подержанных авто. Их покупают и отдельные покупатели — те, что понимают по-японски, и фирмы-посредники, которым заказали покупку определенной машины. Много подержанных «японок» покупают в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии, Турции и России.
В последние годы россияне покупают подержанные японские автомобили обычно от 3 до 5 лет эксплуатации, без повреждений или с минимальными повреждениями. Сейчас в основном покупают малолитражки с двигателями 1.5 литра и меньше, то есть с мощностью до 150 л.с.
Не буду врать, праворульную машину я не водил вообще. Но поездил на таких немало и наблюдал за водителем такой машины. Да, немного необычно сидеть пассажиром вроде «на месте водителя», наверное, сначала непривычно было и водителю. Но коробка скоростей у них обычно автоматическая. Включил передачу, чтобы поехать — и все. А остальное — просто дело привычки. Ноги на педалях работают так же. По-другому воспринимаются габариты машины, но ведь, пересев на другую машину, всегда надо слегка привыкнуть к новым габаритам. Вот и все проблемы.
К чему весь шум по превращению праворульных в леворульные — отчасти понятно. Скорее всего, у тех политиков, кто за это голосовал, были личные интересы. Но нам-то, остальным, зачем весь этот цирк?
И да, про плюсы и минусы… У праворульных «Жигулей» в 90-е был единственный плюс — дешевизна. А «японки» не только дешевле других иномарок своего класса. Они еще и очень крепкие и надежные. Вот только Дальний Восток — очень далеко.