Говорят, что Джеймс Уатт, создатель первого парового двигателя, никак не мог объяснить потенциальному покупателю его двигателя, владельцу крупной пивоварни, почему ему выгодно купить эту железяку. Решили сравнить, сколько воды может накачать одна лошадь, крутя насос, а потом посмотреть, сколько воды может накачать машина.
Пивовар слукавил. Он, конечно, взял свою лучшую лошадь, но в течение часа гонял ее что есть мочи. Потом Уатт поставил на привод насоса свой паровой двигатель и после тоже часа его работы показал, что его двигатель откачивает воду как 6 лучших лошадей владельца пивоварни.
Говорят, так и родился термин «лошадиная сила».
При этом надо учесть, что лошадь не смогла бы долго проработать в том темпе и что хозяин заставлял ее бежать в течение часа. Но паровой двигатель все равно был мощнее. Затем пришел век двигателей внутреннего сгорания, появились самобеглые коляски, или «авто-мобили» — «само-движущиеся».
История автомобилестроения в части развития парка советских частных автомобилей началась после войны. Вначале за образцы были взяты Опель-Капитан, из которого на Горьковском автозаводе смастерили ГАЗ-20 или «Победу» (от 52 до 100 л.с.), а в Москве из немецкого Опель-Кадета сделали Москвич-400 (МЗМА-400, а потом и МЗМА-401) с двигателем 26 л.с.
Итальянский Fiat-500 и его копия, сделанная на Запорожском автомобильном заводе в 50-е годы, имели двигатель 27 л.с. Они гордо тарахтели по дорогам СССР и, имея колоссальную проходимость, подвозили любителей купания по пляжному песку прямо к воде, а грибников — в самую гущу леса, так что можно было собирать грибы, просто открыв дверцу авто. Мощность двигателя позволяла старому Запорожцу развить скорость до 80 км/ч, хотя на спидометре нагло была нарисована цифра максимальной скорости — 120 км/ч.
Следовавший за старым новый Запорожец ЗАЗ-966 уже имел от 30 до 42 л.с., в зависимости от модификации, и на дорогах твердо держал 90 км/ч. Правда, и старый, и новый «запоры» при езде так гремели и лязгали, что даже разговор в машине был затруднен.
То ли дело «Копеечка», ВАЗ-2101, первые экземпляры которых стали выходить из ворот завода в Тольятти весной 1970 года! И скорость, даже по тогдашним дорогам, до 100−110 км/час, и двигатель 64 л.с., и, что важнее всего — полная тишина в салоне, если сравнивать с обоими Запорожцами. С иномарками, как выяснилось потом, лучше даже не сравнивать.
Скорость машины была по тогдашним дорогам практически максимально возможной. Ну кто на ухабистой двухпутке разгонится больше, чем на 90 км/ч?
Шло время, по дорогам РФ теперь ездит уйма машин, а главное — построены новые дороги и развязки. Вокруг Москвы функционируют несколько окружных дорог, вокруг Питера построена КАД, на которой даже официально разрешена скорость 110 км/ч, а неофициально — это скорость для двух правых полос. На двух левых полосах машины несутся со скоростями хорошо за 120 км/ч.
Шоссе Москва-Ленинград, некогда бывшее двухпуткой, теперь стало отличной скоростной дорогой, которая в основном четырехполосная, а в ряде мест, где она пока не достроена — трехполосная.
Вместо ГАИ-шников с радаром в последние годы на трассе во многих местах понавешали замаскированных фоторадаров, автоматически определяющих нарушителей скоростного режима, находят их потом по общереспубликанской базе данных и рассылают «письма счастья»: «Вы нарушили скоростной режим, оплатите штраф в размере… рублей» — и фотографии машины и ее номера.
А как было здорово раньше! Встречные машины фарами мигали: мол, ГАИ-шники с радарами впереди. Нарушителей останавливали, приглашали в машину ГАИ и оформляли протокол нарушения, выдавали квитанцию на оплату штрафа. Причем мне на моей «четверке» читали лекцию на тему, как мне не стыдно нарушать скоростной режим на шоссе, особенно — на такой машине.
А теперь большая часть иномарок вполне способна давать и 180 км/ч, но в населенных пунктах разрешено 60 км/ч, вне населенных пунктов на шоссе — до 90 км/ч, а на автострадах — до 110 км/ч.
Правда, есть некие принятые умолчания: при разрешенной 60 км/ч не трогают машины со скоростью до 79.999 км/ч, при ограничении 90 км/ч — не трогают до 105 км/ч. Моей старенькой «четверке» не угрожает сильно превысить предел скорости на автостраде, 110 км/ч.
За обладание «сильномогучими» машинами их владельцы платят повышенный транспортный налог. По разным регионам налог разный, но границы у всех одинаковы. За машину с двигателем до 100 л.с. платить надо совсем немного, а за авто с более мощным двигателем, будь добр, раскошелься на сумму вчетверо дороже — за каждую лошадиную силу. Например, для Московской области: если у тебя 75 л.с., то платить надо 525 рублей, а если «лошадок» под капотом 150, то плата в год составляет 4350 рублей.
Да и расход бензина. Движки малого объема на 100 км берут в наше время от 5 до 8 литров, а мощные потребляют вдвое больше бензина.
Так что эксплуатационные расходы на машины с мощными движками в разы выше, чем расходы на небольшие автомобили. За престиж всегда приходится больше платить. Некоторые готовы раскошелиться, а другие предпочитают ездить на менее скоростных авто, поскольку их эксплуатация обходится в разы дешевле, да и разогнаться по нашим дорогам обычно невозможно, а если быстрее все равно нельзя — зачем платить больше?
Но есть, есть среди автолюбителей обожатели суперкаров. И носятся ночами по проспектам Москвы авто стоимостью миллион долларов и с движками мощностью свыше 1000 лошадиных сил.
Это если вовсе не считать деньги. А если кто-то интересуется ценами на бензин, стоимостью обслуживания авто и стоимостью транспортного налога на любимую «ласточку», то для поездок по городу выбирают микролитражки, с мощностью двигателя до 100 «лошадей», а для поездок за город — машины побольше, с двигателями помощнее.
Но обычно людям хватает двигателей мощностью до 250 «лошадок», хотя любители «втопить в пол» и промчаться быстрее ветра, наплевав на штрафы, берут и более мощные машины.