Кстати, увлечение созданием арт-объектов — явление в художественном искусстве совершенно новое. Оно появилось в самом конце минувшего века и успешно продолжает развиваться.
Архитекторы и дизайнеры таких объектов со сказанным выше вполне справляются, и многие арт-объекты попадают в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. При этом трудно уже определить, какие сферы городской жизни, истории, строительства, природы, литературы не увековечены такими объектами. Хотя, казалось бы, у творческой фантазии нет каких-либо четких границ. А как пример —
Его придумал англичанин Пьер Виван — профессиональный дизайнер и большой любитель автомобильного транспорта. Идея появилась у него случайно, когда он обратил внимание на то, что в городе старые регулировочные системы стали менять на новые, а отслужившее свое просто выбрасывают на свалку. Но ведь любое старое оборудование — целый пласт истории. Конечно, фото старых светофоров можно увидеть в книгах и журналах, в музеях городской техники или в частных коллекциях. Но куда интереснее они на улице в рабочем виде.
Задумка Пьера была воплощена в реальность в 1999 году. Что характерно — это не одиночный светофор, а целый их комплекс на одном столбе. Настоящий светофорный монстр! Если внимательно считать со всех сторон, то получится цифра 75. Особенно красиво светофорное дерево смотрится ночью, мигая разными цветовыми эффектами. Издали даже может показаться, что на перекрестке стоит елка с большой гирляндой. Размеры электронного чудо-дерева вполне соответствуют количеству на нем «веток» по масштабам: 8 метров в высоту и около 3 метров в ширину.
Но справедливости ради надо сказать, что практически такой же по дизайну арт-объект есть в Пензе.
Российское светофорное дерево в этом городе появилось по инициативе бывшего мэра Пензы Романа Чернова. Открыт был необычный арт-объект в январе 2011 года. Как и в Лондоне, для его создания использовали устаревшие морально и физически светофоры. По сравнению с английским «деревом» с городскими трехглазыми электронными регулировщиками, объект в Пензе содержит меньше светофоров — 36. Но зато они работают круглосуточно, а арт-объект в Лондоне в солнечный день отключают. Еще одно отличие — пензенский арт-объект в два раза ниже по высоте.
Вообще надо особо отметить тот факт, что почему-то в мире в минувшем веке обошли стороной тему светофоров, за исключением Великобритании. Последователи идеи Пьера Вивана нашлись потом в России. И не только в Пензе, но и в Новосибирске, где теперь имеется памятник светофору. Но в сибирском городе на самом деле именно памятник (в форме одиночного большого светофора), а не комплексный художественный арт-объект.
Вероятно, в мире со временем появятся арт-объекты из автомобильных фар или зеркал обратного вида. Возможно, они уже и есть. Но мне пока не удалось отыскать их в Интернете.