Взрослый самец может весить до 700 кг. Его высота в холке иногда достигает двух с половиной метров. В случае столкновения удар бампером приходится лосю по ногам, а его туловище прилетает прямиком в лобовое стекло. Последнее чаще всего не выдерживает, и лось оказывается в салоне автомобиля.
Умирающий зверь, пытаясь выбраться, будет активно помогать себе копытами и рогами. Одним ударом копыта лось легко пробивает череп, а размах рогов иногда может достигать почти двух метров. Шансы выжить у всех, кто окажется внутри вместе с лосём, крайне невелики.
Ещё лося может разрезать крышей или другими элементами автомобиля, тогда весь салон окажется в его внутренностях. Сотрудники ДПС, которые оформляли моё ДТП, рассказали о случае, когда у сбитого лося разорвало прямую кишку, и всё внутри машины было в буквальном смысле в лосином дерьме.
Самое главное правило, как избежать столкновения — очень банальное: соблюдайте скоростной режим.
Дикий зверь, особенно если это лось, выбегает на дорогу из леса всегда неожиданно и в самый неподходящий момент. И если со скорости 90 км в час ещё можно успеть оттормозиться и свести вероятность аварии к минимуму, то на 130 км в час шансы на благополучный исход будут стремиться к нулю.
Очень важным фактором в выборе безопасной скорости движения является наличие пустого пространства между лесом и проезжей частью.
- Если рядом с дорогой расположена широкая обочина, за которой ещё расчищено несколько десятков метров лесополосы, — безопасная скорость движения будет выше.
- Если же лес подходит вплотную к проезжей части, тогда не рекомендуется ехать быстрее 70−80 км в час.
Особенно внимательным к безопасности движения нужно быть, если на дороге стоит знак 1.27 «Дикие животные». Их устанавливают не абы как, а в местах, где или регулярно случаются столкновения со зверями, или их вероятность действительно высока — например, там, где проходят тропы миграции животных. Егеря, которые приехали оформлять моё столкновение с лосём, рассказали, что они, видя такой знак, всегда сбрасывают скорость до 60−70 км в час.
Также особую осторожность следует проявлять в течение пары часов после заката и перед рассветом. По статистике, именно на это время приходится большинство столкновений с дикими животными.
Если вы увидели животное — не важно: на проезжей части, на обочине или в стороне от дороги, — сразу максимально быстро остановитесь и дайте зверю спокойно уйти.
Скорее всего, увидев вас, он либо перебежит через дорогу, либо устремится в ближайший лес.
Ни в коем случае не пытайтесь проехать мимо дикого животного: неизвестно, как оно решит себя повести.
Вот, например, реальная история, рассказанная мне егерями. Какой-то мужик, увидев лося, стоящего рядом с дорогой, сбросил скорость до 10 км в час и стал медленно двигаться мимо него. Лось неожиданно метнулся в сторону машины, пробил копытом колесо, перевалился через крышу, сильно её помяв, и убежал в лес.
Другая история произошла в начале этого лета на одной из федеральных трасс. Там лось стоял на встречной полосе, но когда машина подъехала к нему, неожиданно перепрыгнул через ограждение и попал под колёса на скорости значительно превышающей 100 км в час. В этой аварии водитель и пассажир чудом остались живы.
Если лось неожиданно выскочил на дорогу — всегда старайтесь объехать его сзади. Иногда животное гипнотизируется светом фар летящего на него автомобиля и встаёт как вкопанное посреди дороги. Именно так произошло в моём случае.
Не так часто, как с лосями, но всё равно регулярно происходят столкновения с кабанами, лисами и енотовидными собаками. Встреча с ними на дороге не так опасна, как с лосём, но и в этом случае последствия могут быть такими же печальными.
И коротко о последствиях…
Мне повезло. Лосиха, выскочившая на дорогу передо мной, оказалась относительно небольшой. Егеря сказали, что ей было не больше двух лет и весила она около 200 кг.
Незадолго до столкновения на дороге начался хороший асфальт. Я ехал со скоростью около 120 км в час, но за пару минут до столкновения почему-то сбросил скорость до 80. Перед тем как лосиха выскочила на дорогу, я успел ещё немного оттормозиться. Столкновение произошло на скорости примерно 40 км в час.
Единственное место, где лобовое стекло оказалось пробито насквозь и откуда прилетело больше всего битых осколков, — верхний левый угол, аккурат за водительским солнцезащитным козырьком. Обычно, когда наступают сумерки, я его всегда поднимаю. В момент аварии козырёк почему-то оказался опущен. Если бы не он, осколки от стекла наверняка прилетели бы мне в глаза.
Мы с моей спутницей отделались лишь лёгкими порезами. Лосиха была обнаружена егерями в лесу метрах в ста от нас с переломанными задними ногами. Её пришлось добить.
Во сколько обошлась вся эта история?
- Во-первых, егеря оценили сбитую лосиху в 20 тысяч рублей. Эти деньги будут выплачены моей страховой компанией по полису ОСАГО напрямую в охотничье хозяйство без моего участия.
- Во-вторых, эвакуатор от Кингисеппа до Санкт-Петербурга обошёлся в 14 тысяч рублей. Я сбил лося в двенадцатом часу ночи, машину я сгрузил с эвакуатора в гараж без двадцати семь утра.
- В-третьих, хотя на первый взгляд повреждения показались несерьёзными, общая стоимость ремонта автомобиля приблизилась к 200 тысячам рублей, при том что делал я всё у друзей и все запасные части покупал с максимально возможными скидками напрямую у поставщиков. КАСКО у меня не было.
…И второй раз за сезон я чуть не сбил ещё одного лося. Только-только стемнело. Я ехал по грунтовой дороге с Ястребиного озера в сторону Приозерска. Неожиданно матёрый сохатый решил выбежать из леса на дорогу. Я лишь успел увидеть появляющуюся из-за примыкающих к дороге деревьев голову с огромными рогами прямо перед машиной, рефлекторно дёрнул руль влево и каким-то чудом разъехался с животным, даже не задев его. Реши он выйти на пару секунд раньше — я, вероятно, уже не писал бы этот текст…
Будьте аккуратны на дорогах и берегите себя!
Читайте полную версию статьи на моем сайте kezling.ru.