Я не смог его догнать, хотя «Вольво» — тоже не самый хилый автомобиль. Да и не старался, так как успел увидеть, что на его задней двери в свете моих ксеноновых фар блеснуло «RX-400h» — это был электромобиль.
Электродвигатель появился на автомобиле в конце позапрошлого века, даже раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Его тяговые характеристики лучше подходили для условий движения. Максимальный крутящий момент у него — в момент включения, затем он уменьшается по мере раскрутки. Именно это требуется для транспортного средства. Но аккумуляторы имеют малую ёмкость, или их нужно было столько, что электромобиль только бы их и возил. Поэтому развитие получил более сложный бензиновый двигатель, который имеет хорошие тяговые характеристики только при средних оборотах, и требует для разгона автомобиля сложной коробки переключения передач. А тяговые электродвигатели остались только на трамваях, троллейбусах и электричках, постоянно связанных с проводами. Электромобили применялись только ограниченно в закрытых цехах, да как забавные игрушки.
Прошло больше ста лет, и японская корпорация «Тойота» в своём автомобиле «Лексус RX-400» реализовала гибридный вариант автомобиля. Тянут его два электродвигателя, установленные на передних и задних колёсах. Ёмкую и достаточно лёгкую никель-металлгидридную аккумуляторную батарею в пути заряжает бензиновый двигатель, связанный с мощным электрогенератором. Идея не нова — на железной дороге давно используются дизель-электровозы. Но там электроэнергия от генератора напрямую подается на тяговые электродвигатели.
А что приобрёл гибридный автомобиль по сравнению с обычным? При малых скоростях бензиновый двигатель выключен — автомобиль движется за счёт энергии аккумуляторов. Во дворах, около загородных домов он совершенно бесшумен и не загрязняет атмосферу. Но и водителю надо ехать осторожнее — люди не слышат машину. Даже в пробках на дорогах, где обычные двигатели работают не в самом оптимальном режиме, гибрид экологически чист. Бензиновый двигатель автоматически включается, только когда аккумуляторы начинают разряжаться или на высоких скоростях, где потребляется большой ток. Работает при этом двигатель в одном и том же самом экономичном режиме, когда потребляется наименьшее количество бензина и наиболее чистый выхлоп — ведь при перегазовках двигатель внутреннего сгорания неэффективен. По мере зарядки аккумуляторов двигатель автоматически отключается. И только при очень больших нагрузках бензиновый мотор подключается к колёсам в помощь электродвигателям. А при торможении электродвигатели возвращают энергию аккумулятору. Всё делается автоматически, и водителю не надо думать об этом — он знает, что автомобиль всегда энерговооружён.
Что это дало водителю? На автомобиле установлен шестицилиндровый двигатель объёмом 3.3 литра, а автомобиль, благодаря мощным электродвигателям и ёмкому аккумулятору, который сразу может отдать много энергии, разгоняется и ведёт себя так, как аналогичный автомобиль с восьмицилиндровым двигателем. А потребляет шестицилиндровый двигатель бензина — как четырёхцилиндровый, работающий в обычных условиях при разгонах и перегазовках. То есть потребляет «Лексус RX-400» в среднем не 15−18 литров бензина, как обычный автомобиль такой же мощности, а всего лишь 9−10. Не знаю, можно ли его ещё подзаряжать ночью от электросети, когда тариф на электроэнергию вчетверо меньше дневного. Подробное описание этого автомобиля и некоторых других гибридных моделей «Тойоты» можно найти в Интернете.
Конечно — игрушка не дешёвая. Стоит около семидесяти тысяч долларов. Но и чисто бензиновые Лексусы стоят недёшево. Будем надеяться, что со временем эта технология распространится и на другие более доступные автомобили. Уже несколько автомобильных фирм ведут такие разработки. Выиграют от этого все.