Традиционным японским чемпионатом по дрифту является серия D1 Grand Prix, основанная создателем Токийского автосалона Дайджиро Инада и талантливым пилотом Кэйити Цутия, получившим от фаната статус Drift King («король дрифта»). Правила серии и система парных заездов стали эталоном для других дрифт-серий по всему миру. Со временем серия вышла за пределы Японии и превратилась в международную.
Этап D1 Grand Prix в Токио:
В США дрифт появился в 1996 году. Поскольку американские полицейские очень строгие, то практически сразу все соревнования в Америке проводились только на закрытых трассах. Ведь даже такая красивая вещь, как burn-out, когда автомобиль с ревом крутится на месте, дымя покрышками, в Америке запрещена.
Со временем любительские соревнования выросли в целый чемпионат Formula DRIFT Black Magic Pro Championship (обычно называют Formula D), который делится на разные лиги: любители, полупрофессионалы, профессионалы. Чемпионат, впрочем, открытый, и в нем могут принимать участие пилоты из других стран. В 2014 году, например, с американцами «валила боком» россиянка Екатерина Седых, занявшая в итоге 8-е место.
В 2005 году появилась австралийская Formula D, а в 2008 — азиатская.
Своего национального чемпионата по дрифту у России пока нет: Минспорта не признает эту дисциплину спортом. Поэтому ни у одной организации нет права объявить общероссийский чемпионат и использовать в названии фразу «чемпионат России».
Зато в нашей стране есть две крупные дрифт-организации, которые уже больше 10 лет устраивают легальные соревнования: Российская Дрифт Серия (РДС) и Российский Дрифт Альянс (РДА). В обеих организациях пилоты ездят по специально оборудованным трассам на автодромах, а экипировка и автомобили соответствуют строгим правилам безопасности.
Чемпионаты РДС и РДА проводятся практически по всей стране: от Чечни до Приморского края. Москва, Нижний Новгород, Владивосток, Грозный, Сочи, Рязань, Красноярск, Хабаровск — вот неполный перечень городов, где вполне законно проходят соревнования на виртуозное владение автомобилем в управляемом заносе.
Судья Российской Дрифт Серии объясняет правила оценки заездов в дрифте:
Российский дрифт на 2017 год считается одним из самых сильных в мире, наряду с японским и американским. По стилю и технике отечественный дрифт ближе к японскому, где важнее мастерство пилота, тогда как американцы делают ставку на мощность автомобиля, демонстрируя так называемый power sliding, когда сильный мотор буквально тащит машину по нужной траектории.
Разница есть и в судействе. В Японии уже давно применяют компьютерную систему DOS, тогда как в США и России судят пока еще люди. Причем каких-то «железобетонных» правил выставления оценок еще нет, так что результаты заездов часто вызывают недовольство у пилотов и зрителей.
Перспективы у дрифта как автоспорта большие. Он действительно зрелищный, то есть зрителям скучно не бывает, но при этом обходится для участников дешевле ралли или кольцевых гонок, что обеспечивает большой приток энтузиастов. Для дрифта подойдет даже старенький заднеприводной «Жигуль», не говоря уже о японских автомобилях типа Nissan 200SX и Toyota GT86. В западной части России у дрифтеров популярны BMW E46, но они постепенно уступают место «японкам».
Посмотреть дрифт живьем достаточно просто. Билеты могут стоить от 500 рублей, а любительские серии обычно не требуют плату за вход на автодром. В России, кстати, зимой дрифт-движение не замирает, а продолжает «валить боком» на специально залитых водой трассах. Причем большинство участников выступает на старых добрых «Жигулях» с задним приводом («пятерки», «семерки», «копейки»).
Автодромы ADM Raceway и Moscow Raceway в Москве, Atron в Рязани, NRing в Нижнем Новгороде, Sochi Autordrome в Краснодарском крае, «Красное кольцо» в Красноярске, «Приморское кольцо» в Приморье — на всех этих и еще многих других площадках регулярно проходят соревнования по дрифту.